Под пристальным наблюдением госбезопасности
Попытки экранизации этой новеллы были. Ровно два раза. Продолжаем читку.
Третья (и не последняя) новелла сценария и фильма “Три” (в фильме это почти самая первая история).
Под пристальным наблюдением госбезопасности
Город среднерусской провинции. В бывшем Доме Культуры обосновался местный рок-клуб.
На сцене пятеро мужчин доигрывают свой концерт. Всем им уже за сорок. Долгое гитарное соло смешивается с жёсткой барабанной партией. Вокалист прижимает микрофон к груди, закрывает глаза и в полной неподвижности дослушивает последние аккорды. В его длинных, крепких и густых волосах пятьдесят процентов серебра.
Происходящее на сцене похоже на пародию выступлений западных коллективов начала восьмидесятых. Но когда закрываешь глаза, то понимаешь, что мужчины играют добротный хард-рок. Такое не стыдно завести даже на радио, в какой-нибудь специальной программе. Да, эти мужчины работают давно, профессионально и с любовью.
Под звон тарелок музыканты покидают сцену. Последним удаляется ударник. В зале раздаются аплодисменты и несколько коротких свистков. На бис группу никто не вызывает: публика через минуту забывает, что она делает здесь. Все торопливо движутся к выходу.
Зал пуст. Пара молодых парней быстро проходятся по рядам и собирают в пакеты пустые бутылки и попавшийся мусор.
На предпоследнем ряду, почти у выхода, сидит девушка. В руке у неё тёмная роза с очень длинным стеблем. На соседнем сиденье рюкзак.
Парень, что проходит через пару рядов от неё, останавливается, спрашивает:
- А ты чё здесь?
- Я Ростика жду.
- Ростика? – Парень смотрит на розу и после небольшой паузы спрашивает, – фанатка?
- Ну… вроде того, – и она коротко и нервно смеётся. Видно, что она устала.
- Долго ждать будешь… Пройди лучше туда, за кулисы…
Девушка, робко:
- Может, я лучше здесь подожду… Можно?
Второй парень кричит от сцены:
- Если дождёшься, проку от Ростика будет мало. Иди сейчас, чего время терять.
Девушка встаёт, забирает рюкзак, направляется к сцене.
На старом, крашеном и обшарпанном столе стоит бутылка “Белого аиста”, разномастные рюмки, нарезанные яблоки, сыр и хлеб.
Ростик, что стоял на сцене с микрофоном, теперь разливает коньяк. Девушка видит его сутулую спину и слышит его голос:
- Вроде неплохо отработали.
- Нормально.
- Ага, бывало и хуже.
На последней реплике все смеются и тянутся за рюмками.
Синхронно выпивают, тянутся кто за какой закусью.
Один из музыкантов смотрит на прислонившуюся к дверному проёму девушку. А девушка в свою очередь неотрывно смотрит на спину Ростика.
- Между первой и второй… – бодро предлагает один из музыкантов, и Ростик вновь берёт бутылку.
Тот, что заметил девушку, говорит:
- Ростик, кажется к тебе. – И кивает туда, где стоит вошедшая.
Ростик оборачивается, внимательно приглядывается к гостье, делает пригласительный жест бутылкой, полувопросительно предлагает:
- Присоединяйся?
Девушка оставляет на полу рюкзак, подходит к столу, протягивает Ростику цветок, который и поставить-то здесь некуда.
Ростик, плохо скрывая радость и своё над остальными превосходство, глупо спрашивает:
- Мне?
- Тебе, – спокойно отвечает девушка.
Ростик вглядывается в её лицо.
- Наливай-наливай, маэстро, – разбивает возникшее молчание один из соратников.
Ростик наливает и, не глядя теперь на девушку, спрашивает:
- Мы знакомы?
- Вполне возможно.
Мужчины один за другим – по мере наполнения – поднимают рюмки и ждут, когда к ним присоединится маэстро. Но маэстро не торопится. Его, кажется, несколько напрягает возникшая ситуация.
- И где мы могли встречаться?
- Да мало ли где! – бесцеремонно встревает один из. – Мир велик!
Девушка, не обращая внимания на реплику, отвечает:
- Допустим, в Муроме.
Самый бесцеремонный восклицает:
- Ростик, когда ты успел смотаться в Муром?!
Другой напоминает:
- Да он там жил.
Третий замечает:
- Когда это было? Тыщу лет.
Четвёртый:
- Совсем старые стали? Мы же прошлым летом там два концерта отработали.
- Точно! – Лицо Ростика проясняется, он протягивает девушке рюмку, – тебя как звать-то?
- Яна. Допустим. – Она берёт рюмку и, не дожидаясь мужчин, выпивает.
Мужчины коротко переглядываются, вместо чока приподнимают рюмки, Ростик успевает сказать:
- За Яну.
Выпивают и четверо мужчин, проведя костяшками узловатых пальцев по губам и переносицам, почти хором повторяют:
- Допустим.
Осенний вечер. Солнце уже спряталось, но ещё не совсем стемнело.
Музыканты стоят на ступенях Дома Культуры. У троих из них гитары в кофрах, у одного зачехлённые тарелки на плече, Ростик держит перед собой розу малопонятного цвета, за спиной у Яны потёртый рюкзак.
- Может, в “Старую Трапезную”? – предлагает один из гитаристов.
- Это кабак? – спрашивает Яна.
- Кабак. Но вполне приличный.
- Я хочу прогуляться, – говорит Яна, – с маэстро.
Ростик в некоторой растерянности глядит на своих музыкантов и пожимает плечами.
- Ладно… Мы будем некоторое время там. – И мужчины, не задерживаясь и не прощаясь, уходят.
Ростик и Яна в молчании идут по парковой аллее.
Ростик всё приглядывается к девушке, замечает:
- Такое впечатление, что ты очень устала.
- Я замёрзла… И очень хочу есть.
- Так пойдём к ребятам! – восклицает Ростик.
- Нет. Ты напьёшься.
- Откуда… Да с чего ты это взяла?
- Знаю.
- И что ты предлагаешь?
- Пойдём к тебе.
Ростик смотрит на часы:
- Хорошо, но надо в магазин успеть. Куплю каких-нибудь пельменей. У меня шаром покати.
Охранник в дверях магазина выпускает последних покупателей.
Ростик просит его впустить. Яна стоит поодаль.
- Ну всё, всё уже. Прошвырнись до ларька.
- Сань ты же меня знаешь. Пусти.
- А толку? Кассу уже закрыли.
- А на кассе кто? Любка?
- Ну, Любка.
Ростик наклоняется к уху охранника и что-то шепчет. Охранник оглядывается на Яну и нехотя открывает перед Ростиком дверь.
Яна лениво пинает ногами листву. Охранник, забыв о своей работе, разглядывает Яну. Не удерживается, спрашивает:
- Ты с Торговых рядов?
- Нет.
- А откуда? С цыганского микрорайона?
- Я из Мурома.
Охранник присвистывает.
Появляется Ростик. Прижимает к груди батон, пачку пельменей, майонез, бутылку азербайджанского коньяка. Весело сообщает:
- Представляешь, сволочь какая: пакет не дала.
Яна даже не пытается ему помочь. Яна холодно спрашивает:
- А роза где?
Ростик задумывается и отвечает:
- Вот чёрт. На прилавке оставил.
- Мм, понятно.
Идут вдоль блочных пятиэтажек. Яна несёт батон. В одной руке Ростика бутылка, в другой пельмени; из кармана куртки торчит майонез.
- А это правда, что за тобой КГБ следило?
- Ого, ты даже такие подробности моей биографии знаешь?
- Так ты об этом в каждом интервью рассказываешь.
- Ну, не в каждом, – обиженно тянет Ростик и воодушевлённо добавляет, – много они мне крови попортили. Видишь, вся голова белая.
- А семья у тебя есть?
Ростик отвечает не сразу, он приглядывается к Яне и сам спрашивает:
- Что ты подразумеваешь под словом “семья”?
- Что и все. Жена… дети.
Ростик останавливается у подъезда и, глядя Яне в глаза, говорит:
- Помнишь, что сказал Христос, когда ему сообщили, что за порогом стоят его родители?
Яна не отвечает. Ростик, после внушительной паузы и долгого проникновенного взгляда продолжает:
- Он сказал: “Где матерь моя и где дети мои?” Обвёл собравшихся своим взглядом и добавил: “Вот матерь моя и вот дети мои”. Приблизительно так всё и было. Поняла?
Яна не отвечает.
- Ладно. Пойдём. – Предлагает Ростик, зажимает пельмени под мышкой и открывает подъездную дверь.
Ростик на кухне. Высыпает в кипящую воду пельмени, смотрит неотрывно на дверь, свинчивает с бутылки крышку, наливает четверть стакана, махом выпивает, отламывает от батона горбушку, кричит:
- Через две минуты всё будет готово!
Яна в комнате Ростика. Переходит от одного плаката к другому. На всех – с группой или без – Ростик. С двадцатилетнего, вероятно, возраста до наших дней. Яна не замечает разбросанных по всем углам журналов, не замечает скомканного белья и и другого аморфного хлама. Она внимательно вглядывается в меняющееся лицо Ростика, останавливается перед настенным календарём за 1982 год (с его же портретом) и кричит:
- А что ты делал в восемьдесят втором?
В дверях появляется Ростик, смотрит на календарь, ностальгически объясняет:
- О, это в Москве. Был фестиваль международной дружбы. Мы выступали на открытой площадке. Это тогда называлось ВДНХ. За мир пели. А после нас – Дин Рид. Представляешь себе такое?
- А КГБ?
- Что ж… – Ростик вздыхает, – иногда приходилось наступать на горло собственной песне. Время такое было. Пойдём есть.
Пельмени уже разложены по тарелкам. В стаканах – на два пальца – чайного цвета пойло.
Яна поливает пельмени майонезом и тотчас принимается за еду. Ростик слегка ударяет своим стаканом по стакану, что стоит перед Яной, выпивает, неторопливо нанизывает на вилку пельмень.
- Чайник поставить? – спрашивает Ростик.
- Чайник???
Но этот ответный вопрос задала совсем не Яна.
В дверях стоит ещё одна девица, хиппового и потрёпанного жизнью вида, ровесница или чуть старше Яны.
- Что ж, поставь чайник, – грубо говорит она, подходит к столу и выпивает предназначенный для Яны коньяк.
- Давай только без скандала, – предлагает Ростик.
- А какой может быть скандал? – девица берёт с плиты чайник, наполняет его водой, – я же тебе сказала: не пройдёт и трёх дней, как ты приведёшь в дом ещё какую-нибудь козу.
Яна молча и спокойно ест.
- Извинись сейчас же. Это не какая-нибудь, это… это моя дочь. – И Ростик бегло, но ясно подмигивает Яне: поддержи, ладно?
- Я дочь Ростислава, Яна.
- И какая по счёту? – спрашивает девица у Ростика.
Ростик не отвечает. Ростик смотрит на Яну. Ему сейчас страшно.
- Не знаю, – говорит Яна, – надо сначала выяснить, сколько вообще у Ростика детей.
Ростик наливает себе коньяку. Горлышко бутылки мелкой дробью стучит по кромке стакана.
- Местная? – девица обращается на этот раз к Яне.
Но отвечает за неё Ростик:
- Вроде нет.
- Что значит – вроде? А ну-ка, дай паспорт. Посмотрим, из какого такого подзалупинска ты нарисовалась.
Яна привстаёт, вынимает из заднего кармана брюк мятый паспорт, протягивает его девице.
Девица перелистывает страницы, возвращает паспорт, изменившимся тоном говорит:
- Да уж… Тогда прости… Меня Женя зовут… Я тут что-то вроде домработницы. Можешь не обращать на меня внимания.
Яна встаёт, убирает в раковину тарелку, говорит:
- А чайник-то забыли поставить.
Женя чиркает под чайником зажигалкой, вспыхивает газ.
Ростик:
- Ян… а ты надолго?
Яна моет тарелку, отвечает сквозь шум воды:
- Вообще-то я собиралась сегодня уехать. Хотела только посмотреть на тебя… подарить розу… поцеловать и уехать. Чтоб ты думал, что тебя ещё кто-то любит.
- В принципе… – размышляет Ростик, – в принципе… если взять мотор… можно успеть на последнюю электричку.
Женя садится на табурет, берёт с подоконника будильник, замечает:
- Всё. Даже если такси вызвать… сегодня никак.
- Так ничего страшного, – почти радостно говорит Ростик, – можешь переночевать у нас! Позвони домой, скажи, чтоб не волновались. А утром я тебя провожу. Вместе позавтракаем и в часиков пять пешком до станции прогуляемся. Утром у нас особенно красиво. И тихо. Будто ты один на всём белом свете. Будто только ты и ангелы.
А Женя подло размышляет:
- Вообще-то через автовокзал рейсовый автобус до Мурома идёт. Не думаю, чтобы в нём не было мест.
- Точно! – восклицает Ростик, – в три ночи на автовокзале заправка. Я-то смогу с водителем договорится! Яна, это реальный выход. Рассвет в дороге, просто завидую.
Яна вытирает руки, садится, спрашивает:
- А ты не хочешь встретить рассвет в дороге?
- В смысле? Я тысячу раз встречал рассвет в пути. У меня же жизнь… сама знаешь какая…
- В том смысле, спрашиваю, не хочешь ли ты к нам в гости съездить? Спонтанно, как ты советовал в своём последнем интервью. Вот я и приехала спонтанно. Может и ты так же?
- А? – говорит Женя, – за базар надо отвечать.
- Слушай. Давай только без этого. Как ты умеешь всё наизнанку вывернуть, я знаю, – говорит Ростик Жене.
Женя собирается ответить, но звонит телефон. Она снимает трубку, протягивает её Ростику.
- Да? Привет. Нет, трезв как последняя… скотина. После расскажу… Ну, ты что, не знаешь современную публику? Им чем хуже, тем лучше… Время титанов прошло… Ладно, вы ещё сидите?.. Подтянусь, обязательно, да… Сань, я же тебе сто раз повторял: хочешь славы, стань педрилой. Зачем, перестань. Просто нужно носить женские чулки, подводить глаза и жеманно улыбаться нужным людям… Всё. До встречи. Всё! Отбой!
Ростик возвращает трубку на место, поворачивается к Жене:
- Санёк. Боюсь я за него, совсем с катушек слетел. Думает, что в этой дыре его кто-то хочет трахнуть.
Яна с Ростиком идут по ночному городу.
- А мама как?
- Мама? Нормально. Хорошо. Собирает газетные вырезки. Даже что-то подчёркивает и комментирует. У неё с тобой прямо какая-то бесконечная астральная дискуссия.
- Да-да, астральная дискуссия, это ты верно сказала.
И немного помолчав, Ростик ещё спрашивает:
- Ну… а в личном плане? Чисто в бытовом я имею ввиду… Есть у неё кто-нибудь.
- Чисто в бытовом – всё чисто, – пытается каламбурить Яна. – Твои фотографии и твои дурацкие песни.
- Зря ты так. Мои песни может и дурацкие, но они… они… это моё поколение.
- Ну-ну. Какие песни, такое и поколение. Или наоборот. Ты лучше во всей этой метафизике разбираешься.
Они сворачивают на аллею без фонарей.
- Долго ещё? – спрашивает Яна.
- А?.. Ну-да. Нет. Минут пятнадцать и придём.
На небе нет звёзд. Над головой кроны с ещё не опавшей, густой листвой.
Силуэты Ростика и Яны едва различимы.
Ростик бархатным и вкрадчивым голосом говорит:
- Да… Я один, мама одна… Видишь, как режим человеческие судьбы ломает… А со стороны кажется, будто всё в порядке, будто всё у всех хорошо…
Непроглядная ночь и звонкий смех Яны.
Конец третьей новеллы
Продолжение следует.
И последняя новелла “Взрыв“.
Вторая новелла “Посторонний“.
Первая новелла “Месть“.