Онлайн-курсы, ведущие в киноиндустрию
Киношкол с каждым днём становится всё больше. Ещё вчера собирался делать обзор мастерских, а сегодня в этом необходимость уже отпала. Мир переходит на distance, кинотеатры закрывают, им на смену приходят так называемые онлайн-платформы. И эти платформы нуждаются в так называемом уникальном контенте. Каждый день нужно закидывать что-нибудь новенькое и, возможно, эдакое. А это значит, что вот-вот возникнет потребность в новых профессиональных кадрах. Думаю, что эта потребность возникла ещё позавчера, так что тем, кто мечтает попасть в киноиндустрию, важно не упустить момент.
Нашёл интересующие нас предметы на Skillbox (онлайн-университет востребованных профессий). Ниже много ссылок на конкретные онлайн-курсы. Решайте сами, что выбрать, а я немного поговорю про основную, на мой взгляд, проблему большинства сценарных мастерских.
1. Сужу по сценарным курсам ВКСиР и мастерским ВГИК. В этих старейших школах преподают мастера с большой буквы (советская традиция, преемственность и всё такое), но главный минус этих мастерских в том, что сценаристы полностью оторваны от производства. Каждый пишет идеальный сценарий, но мало кто представляет, что такое реальная съёмочная площадка и как реализовывать свой проект. Сценаристы ощущают себя отдельной кастой, которую можно было бы запретить как секту))) В той же американской киноакадемии сценаристы выполняют режиссёрские задания (ага, ищут актёров-энтузиастов и снимают свои опусы на мобилку, – для понимания сути сценарной записи этого достаточно, имхо). И, к слову, во французской киношколе факультеты каждый год меняются местами, и каждый дополнительно осваивает профессии сценариста, режиссёра и оператора. Повторюсь: наши начинающие драматурги (речь про тех, кто учится) бегают за начинающими режиссёрами, которые, в свою очередь, имеют самые смутные представления о литературном сценарии (в общем-то, основа производственного процесса). Подозреваю (хорошо, если ошибаюсь), что в прочих киношколах дела не лучше.
2. Частные мастерские. Именно для сценариста (писателя и даже поэта) это лучшее, что может быть, но наших мастеров можно по пальцам пересчитать (мне известны только четыре драматургические мастерские), а во-вторых, это Москва и Питер и это “от случая к случаю”.
3. Учебники, блоги, подкасты, видеообзоры. Плюс у всех этих помощников в том, что они могут добраться до самой дальней провинции. Иллюзия самообразования наверняка создаётся, эго начинающего автора прокачивается, но я уже от блогов, подобных моему, вижу больше вреда, нежели пользы. Во-первых, большинство из нас ссылается и мусолит некий первоисточник (ну, основы, да, но и эти источники можно по пальцам пересчитать, настоящие инсайты встречаются крайне редко, а на их поиск затрачивается много энергии и времени). Во-вторых, нет обратной связи. В-третьих, теория почти не связана с реальным производством.
4. Интенсивы. По собственному опыту знаю, что интенсив обещает больше, чем даёт. Из-за сжатых сроков любой интенсив можно определить как “введение в производство”, но, увы, не более. Сценарную мастерскую в идеале надо на этот срок запирать в писательском пансионате, а это значит отрывать от съёмочного процесса. Вот такой вот парадокс.
Обучение сценарному мастерству требует постоянной практики!
Не устану повторять, что кунг-фу невозможно обучиться по учебникам. Ну, благодаря хорошему видео можно узнать и выучить хороший приём. Прикольно, но не более.
Онлайн-лекции Skillbox предполагают закрытые мероприятия для студентов, вебинары с обратной связью (возможность в прямом эфире задать вопрос и получить ответ), практические задания, разбор своих работ вместе с преподавателями и, что немаловажно, помощь в трудоустройстве. Имена преподавателей, кстати, можно загуглить и сделать соответствующие выводы (некоторых знаю лично и могу подтвердить, что они “не первый день в этом бизнесе”). Ну, до кучи будет диплом и, если постараться, работа в портфолио.
Поехали.
Курсы, которые предлагает Skillbox (сначала то, что ведёт в киноиндустрию, а затем то, что косвенно связанно со сценарной или писательской работой):
Онлайн-курсы сценаристов – рассчитаны на год обучения. Быстрее, чем на высших курсах режиссёров и сценаристов, но всё-таки медленней всяких “экспресс-курсов”. И преподаватели в теме.
Режиссёрский онлайн-курс – профессия, разумеется, востребованная, но я бы сто раз подумал.
Операторский онлайн-курс – предполагаю, что профессия востребована даже в глубинке. Точно знаю, что чем ближе к технике и “техническому”, тем больше шансов найти как минимум подработку.
Продюсерский онлайн-курс – ну, если внутренняя потребность есть… Лично для меня самая загадочная из профессий. Всерьёз полагаю, что продюсер это призвание)
Основы монтажа – то, что нужно почти всем.
Продвинутый монтаж – выше уже высказался; при переходе мира “на удалёнку” вот-вот начнётся монтажный бум.
Режиссёр монтажа – от двух предыдущих позиций отличается тем, что помимо технических навыков вам придётся развивать художественное чутьё (ну, да, эстетический вкус). И, предполагаю, потребуется такое врождённое качество как инициативность.
Unreal Engine 4 – ещё одна молодая техническая профессия, востребованная в видеопродакшене.
Cinema 4D – включил в список, так как подобные штуки становятся востребованы почти в любом кино- и видеопроизводстве.
Теперь навыки, которые косвенно связаны с драматургией, но пишущих интровертов могут заинтересовать:
Введение в игровую индустрию – на сегодняшний день (конец 2020 года) это бесплатный курс! Думаю, что на примере этого курса можно понять, подходит вам подобная форма обучения или нет. Ну и плюс расширение личной вселенной для тех, кто прошёл мимо игровой индустрии.
Сторителлинг – обратите внимание, что речь не о сценарном мастерстве (подробности в описании курса, не вижу смысла копипастить).
Продюсер игровых проектов – ну, выше говорил, что профессия продюсера для меня загадка.
Контент для YouTube – наверняка востребовано и наверняка диплом подобного курса будет плюсом при трудоустройстве.
Ведущий видеоблога – вроде бы чего проще, но вот лично мне требуется прокачка и снятие зажимов (хотя, может я совсем не то себе представляю, ага).
Редактор – обещают “с нуля до PRO” (то есть, при наличии некоторых понятных качеств можно стать профессиональным редактором).
Коммерческий редактор – создание текстов для бизнеса: презентации, коммерческие предложения, продающие статьи и т.п. Если правда, что студентам предлагают стажировку, то это самый короткий путь в профессию (если вы уверены в выборе самой профессии).
На этом пока всё. Список составлял, исходя из личных предпочтений. Если вы на мою страницу забрели случайно и ещё сами не понимаете, чего хотите, то вот вам в помощь ещё две ссылки:
Записи вебинаров – можно абсолютно бесплатно посмотреть записи предыдущих закрытых эфиров (только, разумеется, делайте сноску на то, что конкретные преподаватели общаются с конкретными учащимися по какому-то конкретному поводу).
Все онлайн-курсы – на сегодняшний день ресурс предлагает 120 профессий. Выбор огромный, поэтому рекомендую добавить статью в закладки. И, обратите внимание на то, что предлагаются не только приятные скидки, но и оплата в рассрочку (если вы ещё глобально не определились с профессиональным выбором, то посоветуйтесь, пожалуйста, с родителями или близкими). Курсы онлайн-университета доступны в Белоруссии, Казахстане, Украине.
P.S.
Обзор московских и питерских киношкол скорее всего делать не буду. Информации в сети достаточно (но провинции от этого не легче). Как говорится, гугл в помощь:
ВГИК, ВКСР, РГГУ, МШК, МШНК, CWS, Школа кино и телевидения Останкино, Высшая школа кино “Арка”, школа кино “Свободное кино”, школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, киношкола “PRO-VISION CINEMA”, Московская школа нового кино, Лаборатория неигрового кино… И это всё только Москва.
Всем хорошего дня!
Добрый день! Меня атакует онлайн-школа EdNation по поводу обучения у них сценарному мастерству. Обучение довольно дорогое: 150 тыс за 4 месяца. Отзывов на них не нашла. Могли бы что-нибудь о них сказать, если сталкивались?
Vasilisa, здравствуйте. Не сталкивался и ровным счётом, увы, ничего сказать не могу. В планах было сделать небольшой обзор киношкол, но что-то меня постоянно останавливает.