Его величество гэг

Вроде бы с гэгом всё просто и понятно, но попробуем из простого и понятного выжать дополнительную пользу:)

В прошедшие выходные перепроверял по различным словарям значение слова gag. И везде приблизительно одно и то же: при переводе в первую очередь перечисляются “кляп”, “затычка”, заглушка” и “пробка”, и только во вторую – “шутка” (“розыгрыш”, “мистификация”, “обман”). Интересно отметить, что русскоязычная википедия разбирает второе значение (шутка, комический эпизод), а вот англоязычная вики доходчиво и серьёзно объясняет, что такое кляп. Нам, подозреваю, понадобятся оба значения этого слова.

Не стал бы вообще писать на эту тему, но как-то по телеку один из известных продюсеров, нахваливая одно отечественное скетч-шоу, сказал, что насчитал в минутной эстрадной миниатюре около тысячи гэгов. Вот он, увы, перепутал просто шутку с просто гэгом. Так что давайте вернёмся к истокам этого художественного приёма и определим его границы.

Примеры классических гэгов мы найдём в Великом Немом Кино. А великое с трудом поддаётся кухонному пересказу. Хороший гэг невозможно пересказать так, чтобы было смешно (так что не будем его путать с острой шуткой). Гэг это аттракцион (моментально втягивающий нас в сопереживание). Если угодно, гэг это шутка, рассказанная нам языком кинематографа. В хорошем гэге задействовано много различных подпорок, инструментов и скрытых от глаз зрителя чисто технических приспособлений, но о них мы сейчас не будем, иначе снова нафигачим громоздкий опус.

Ещё раз: гэг это шутка, решённая визуальными средствами. Гэг плохо поддаётся вербализации и никогда не превращается в анекдот (что происходит с находками эстрадных комиков и/или сценками из скетчей).

Классические гэги Бастера Китона и Чарли Чаплина имеют под собой драматическую и даже трагическую основу. Смех соседствует рядом с чувством страха за героя, но и это тема для теоретиков. Нас сейчас интересует вот что: насколько гэг самодостаточен и автономен?

Мы в наш арсенал взяли не только второе значение (шутка), но и первое (кляп, затычка). Из второго значения следует, что гэг может быть вставной сценкой. Соответственно, вставной кусок может – подобно зубным протезам – выниматься и перекидываться на какой-нибудь видеохостинг типа ютуба. Раз ваш гэг таков, выкиньте его или продайте сценаристам Клуба Весёлых и Находчивых. Ваш гэг должен быть подготовлен и сюжетно, и стилистически (соответствовать возможностям героев и общей атмосфере). Вообще, большинство современных комедий построено на необязательных гэгах, поэтому они быстро забываются. “Хлеба и зрелищ” – не самый плохой лозунг, но ведёт сценариста к механическому повторению наработанных приёмов.

Если верить легенде, первые киностудии покупали гэги пачками – и для текущих нужд, и впрок. Так возникла отсутствующая у нас профессия – гэгмен. Не уверен, что лучшие гэгмены строили свои аттракционы без знания конкретного сценария. Вернёмся к нашим проблемам.

Разбирая сценарий, мы утверждали, что к успеху (или провалу) ведёт каждая сцена. Так вот сейчас мы считаем, что успех отдельной сцены определяет наличие гэга.

Гэг на сегодняшнем этапе может быть не только комедийным. Вот в какой-то статье Юрия Арабова назвали мастером гэга. Если это так, то много ли в его сценариях от комедии? Да, любой хороший и поставленный в нужном месте гэг – драматичен (работает на развитие сюжета и на раскрытие характера персонажей) и, главное, работает не на себя самого (как во второсортной комедии), но на сцену. Выше мы сказали, что успех сцены зависит от наличия гэга, теперь уточним: попробуйте сцену переработать так, чтобы она была интересна визуально, но почти не поддавалась перссказу. Да, сценарная запись гэга дело опасное (если речь о том, чтобы ваш сценарий быстро понравился боссам); гэг на бумаге усложняет сценарную конструкцию, но с этим можно бороться только бесконечным переписыванием. Кстати, попробуйте смешно пересказать мелодраматические гэги из фильма “Красотка”. Вот именно: гэг сегодня принадлежит всем жанрам, а не только комедии.

Дабы не зацикливаться на кляпах и шутках, рекомендую пересмотреть ранние фильмы с участием Джеки Чана. Там есть поставленные хореографами драки, и есть гэги внутри этих драк. Гэги присутствуют и в так называемом автомобильном балете, то есть в сценах погонь. Сейчас мне вспомнился “Французский связной”, в котором основные ключевые (наиболее напряжённые) сцены вроде бы выходят за рамки кухонного пересказа (но при этом именно они движут сюжет).

И сегодня слишком много слов для одной простой мысли: гэг необходим в любом жанре, в любой сцене. Надеюсь, что через пару недель (после нескольких программных статей) я вернусь к разбору гэга (важно отделить его и от трюка, и от чисто комедийной сцены, и от того, что мы называем экшн).

Ну, раз блог без картинок и видео не блог, то вот на десерт сцена, несущая в себе заряд и комического, и трагического:

Факультативное задание: попробуйте эту сцену перевести в сценарную запись. Хотя, да, танец в кино это совсем отдельная тема. Ну и скажу ещё, что при желании редактор вам эту сцену аккуратно и без потерь для сюжета сумеет вырезать.

UPD: продолжение разговора о гэге.

Спонсор месяца: Аноним.


20 комментариев для "Его величество гэг"

lena | 17 Март 2015 в 0:35

)))большое спасибо за подробные ответы! проясняется:)

Кот Шрёдингера | 17 Март 2015 в 11:52

Ну и славно.

lena | 16 Март 2015 в 18:56

Вот сейчас задачу придумывать гэги режиссер ставит перед нами, актерами…. а мы конечно слегка озадачены))) потому как и не вполне понимаем что это – и уж тем более как их придумывать…)

Про оператора вроде понятно – но вот смотрела вчера Джармуша Любовников – в первых сценах камера вращающаяся сверху – это не гэг своего рода?) и кто так придумал, интересно? режиссер? Сценарист?
Вообще, гэг – это обязательно смешно или скорее это неожиданно, вне логики как бы, вне сюжета и несколько отдельно драматично?

Кот Шрёдингера | 16 Март 2015 в 21:09

Лена, дорогая, гэг это трудно. Голливуд, когда начинал индустрию, скупал гэги по 5 баксов (совсем старыми деньгами) за штуку. Независимо от дальнейшего использования. Просто в копилку.
Изначально гэг это неожиданная шутка. Но шутка выраженная не столько и не сколько в словах, а скорее в действии. И гэг можно рассматривать как отдельное законченное драматическое (!) произведение.
Я немного расширил понятие гэга. Возможно зря. Гэг это аттракцион (кстати, сейчас увидел видео в посте и понял, что пример удачный). Но аттракцион, работающий на целое!
Знаю, что есть некоторое противоречие в утверждении: и “законченное произведение”, и “аттракцион, работающий на целое”.
Пересмотрите всего Чаплина. Он смешные по мнению публики и продюсеров гэги переснимал. Ему мало было шутки. Ему требовалось, чтобы шутка работала на целое, чтобы несла в себе мысль.
И обратите внимание, что не все гэги у него весёлые. Есть злые, есть очень лирические.
Да, гэг хорошая задача для актёра, требуйте целей и подсказок. Бесцельный гэг это как водка без пива, все наработки на ветер.
Не знаю, что ещё толкового сказать и чем помочь.
Гэг – шутка, в которой доминируют визуальные и пластические (ага, они же и визуальные) средства выражения. Моё мнение, что некий смысл важнее хихихи. Но если вам удалось сделать смешно, то значит вы на 110% выполнили задачу.
Повторюсь, это трудно. Мои соболезнования.

Кот Шрёдингера | 16 Март 2015 в 21:17

Может быть вам мои аналогии помогут.
Анекдоты когда хороши? Когда в кассу. Сам по себе анекдот может оказаться неуместным. А когда он в дополнение, то очень смешно.
Представим печальную ситуацию: поминки. Все присутствующие понимают правила игры. Все ведут себя пристойно независимо от личного отношения к покойному. Вот один напился и стал нести чушь (вместо чушь подставьте своё). Либо он перебрал и потерялся, либо пытается разрядить обстановку. В любом случае он вываливается из общепринятых рамок. Но и он же подчёркивает и усиливает трагичность ситуации. В данном случае неуместный анекдот (привычное блаблабла) низшая ступень гэга, пьяный танец на столе – уже ближе к гэгу, а вот то, что придумаете вы, будет высшей ступенью:)
Чаплин потерял всё, когда вошёл в звуковое кино. Забудьте о словах. Хотя, смысл, который вы ищете желательно для себя артикулировать.
Загрузил?

lena | 16 Март 2015 в 16:56

так кто придумывает гэг – сценарист? актер? режиссер? оператор?)

Кот Шрёдингера | 16 Март 2015 в 17:23

Гэг придумывает гэгмэн:) Если вы хорошо придумываете сюжет, но не справляетесь с какими-то короткими и яркими мизансценами, то наймут специально обученного человека. Этот человек скорее всего будет пишущим. То есть, вашим коллегой. Это если речь о сценарии.
Если речь о каком-то стендапе, то возможно придумывают актёр с режиссёром, но мы помним, что даже для больших комиков специально обученные люди пишут репризы. У оператора точно голова другим забита, ему с нами не смешно.
Если гэг придумываете вы, то цены вам нет. Вас просят бросить сценаристику и зовут в какие-нибудь весёлые программы. И тогда ваш творческий процесс проходит в “маленьком, но дружном коллективе”:)

Павел | 10 Декабрь 2011 в 22:29
Кот Шрёдингера | 12 Декабрь 2011 в 14:00

В упор не вижу ни одного гэга. В лучшем случае, монтаж аттракционов. В худшем – спекуляция и спам. Ищите блоги с разделом “видео-арт”. Кто вам мешал на берегу снять кого-нибудь из друзей? Правильно, ваше творческое чуть подсказывало вам, что видео с другом редкая птица досмотрит до середины.

Владимир | 25 Октябрь 2011 в 13:43

ps. Пардон… Тормознул малость… Врач и Доктор одно лицо.

Владимир | 24 Октябрь 2011 в 22:21

Еще небольшая зарисовка. Еще один пример для разбора. Если позволите.

(ЗК) вой сирены. По улице несется автомобиль. Его преследует автомобиль ГАИ.

ГАИШНИК
(ЗК в мегафон)
Автомобиль Тойота двадцать четыре – четырнадцать, прижмитесь к обочине, остановитесь!

Автомобиль сворачивает в переулок. Автомобиль ГАИ его преследует.

ГАИШНИК (ЗК)
Немедленно остановитесь! Вы создаете аварийную обстановку, немедленно остановитесь!

Автомобиль выезжает на проспект, набирает скорость. ГАИ не отстает. Автомобиль резко сворачивает в подворотню. ГАИ проезжает поворот. Разворачивается по встречной полосе движения, следует в подворотню.

НАТ. ПРОСПЕКТ ВОЗЛЕ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА

Из подворотни на проспект выезжает автомобиль. Набирает скорость. Резко останавливается на красный свет, у перехода.

Водитель автомобиля, с искусственной улыбкой на лице, указывает Старушке, стоящей на тротуаре, чтобы она переходила улицу.

Старушка, подав грудь вперед, с высокоподнятой головой переходит улицу по «зебре».

Едва Старушка ступила на тротуар, автомобиль срывается с места. (ЗК) непонятный хлопок. Автомобиль уносится вдаль, исчезает из виду.

Старушка медленно поворачивается, с ужасом смотрит на проезжую часть. На асфальте лежит небольшая полоска меха с поводком, который держит в руках Старушка. Старушка дергает за поводок. Медленно подходит к предмету.

СТАРУШКА
Барсик! Барсик?!

Старушка становится на колени. Отрывает мех от дороги. Медленно поднимается, держит мех на поводке. (ЗК) визг тормозов, глухой удар. Бабушка улетает на тротуар. На пешеходном переходе с поднятым капотом стоит автомобиль ГАИ.

ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ КОРИДОР

По коридору санитары везут старушку на тележке. Медсестра держит в руках капельницу. В конце коридора тележка сворачивает в открытые двери реанимации.

Появляется ВРАЧ и ГАИШНИК. Идут по коридору.

ГАИШНИК
(доктору)
Может деньги нужны? Медикаменты… Таблетки там… Бинты…

ВРАЧ
Идите в жопу со своими таблетками!

Гаишник останавливается.

ГАИШНИК
Доктор! Скажите, жить она будет?

Доктор останавливается. Кивает головой.

ДОКТОР
Будет! Жить будет! Если не помрет…

Доктор идет в конец коридора. Заходит в реанимацию, закрыв за собой двери. Гаишник снимает фуражку. Утирает пот рукавом.

ГАИШНИК
Твою мать!

Гаишник с ожесточением швыряет фуражку в конец коридора.

Из реанимации выходит Доктор. Он молча поднимает фуражку. Несет ее в мусорную корзину. Снова заходит в кабинет, захлопнув за собою двери.

Кот Шрёдингера | 27 Ноябрь 2011 в 0:35

Всё в порядке. Неплохо прописываете действие.
Если ловить блох, то:
1. “Вы создаете аварийную обстановку, немедленно остановитесь!” лишнее объяснение да и к тому же какое-то безликое. После первых двух просьб скорее всего последует что-то жёсткое, ну да ладно, пусть будет.
2. “Тойота” – с этим понятно, но пусть будет. Это действительно проблема, которую можно проигнорировать.
3. “непонятный” хлопок. За кадром почти любой хлопок будет непонятным. Из контекста ясно, о чём речь, но ищите более точный эпитет.
4. “Несет ее в мусорную корзину”. Где корзина? В коридоре или в кабинете? В какой момент он отправляет фуражку в корзину? Пока он у нас её только несёт, но что делает с ней дальше, можно только догадываться.

Теперь о целом (допустим, что это не отрывок, а целое). Гаишник в погоне за правонарушителем сам сшибает старушку. Это либо финал, либо сюжетный поворот. Но после у вас следует некое послесловие, в котором я ничего нового не разглядел. Вы “какбэ” констатируете факт, что так бывает. На самом деле что-то с финалом не так.
Если говорить о гэге, то он, на мой взгляд, в коротком кусочке: тойота, не заметив, переезжает шавку, а следом гаишники сшибают старушку. Для определённой аудитории это будет смешно. В сцене же с реанимацией требуется некий выверт всего предыдущего. Я сейчас могу только глупо фантазировать: старушка оказалась тёщей гаишника или женой начальника. Либо после разговора с врачом мы узнаём, что речь не о старушке, а о шавке, что мы в ветеринарной клинике. Не знаю.

Вот пишу много слов и ловлю себя на мысли, что важно знать ради чего или кого этот отрывок. “Шесть кадров” это одно, сцена из комедии другое, из боевика с Джеки Чаном третье. Вроде бы степень условности везде одинакова, но подтекст может быть разным. Уф, мне чего-то не хватает после ДТП со старушкой. Вот. Разобрались? Думаю, что нет. С фуражкой как-то мелочно и бессмысленно. Эмоция есть, движение есть, а чего-то важного нет.

Stas | 23 Февраль 2013 в 1:17

А если водитель тойоты – он же Доктор?

Кот Шрёдингера | 23 Февраль 2013 в 1:34

Стас, привет. Давно потерял нить этого разговора, поэтому надеюсь, что реплика адресована не мне, а Владимиру.
Скоро новые посты будут.

Владимир | 24 Октябрь 2011 в 11:48

Для продолжения интересного разговора могу предложить небольшой пример:

Поднимая за собой столб пыли, по проселочной дороге мчится автомобиль. Автомобиль замедляет ход и останавливается. (ЗК) звук работающего стартера.

Поле нескольких неудачных попыток завести автомобиль ГГ выходит из машины. Несколько раз, стучит кулаком по капоту. Почесав затылок, сталкивает автомобиль в кювет. ГГ плюет сверху на автомобиль. Уходит.

ГГ пробирается через кустарник. Выходит на лесную дорогу. Впереди видит автомобиль, припаркованный на обочине. ГГ достает пистолет. На цыпочках крадется к нему. Прячется за кустом.

ГГ выглядывает из-за куста. На автомобиле видит две наклейки по обе стороны заднего стекла. Справа, в красном треугольнике, на белом фоне изображена женская туфелька. Слева в таком же треугольнике изображены две собачки в интимной позе с надписью «не уверен не обгоняй». Автомобиль ритмично качается на рессорах.

ГГ выходит из укрытия. Прячет за пояс пистолет. Подходит к автомобилю. Автомобиль прекращает «качаться». ГГ плюет на капот и уходит. После того, как ГГ исчезает из виду, автомобиль снова начинает ритмично качаться на рессорах.

Такой пример можно считать гэгом?

Кот Шрёдингера | 24 Октябрь 2011 в 13:38

Здесь я вижу две истории:
1. Не заводится автомобиль, хозяин сталкивает его в кювет, плюёт на него и отправляется далее пешком. Это может быть и сюжетным поворотом, и характеристикой ГГ, и возможно гэгом.
2. Герой натыкается на автомобиль в кустах, в котором вероятно трахаются. Если я правильно понял про пистолет: ГГ хотел отобрать тачку, но сцена секса его остановила. Да, тянет на гэг. В космосе истории мы должны понимать: а) ГГ до зарезу нужен автомобиль, б) он не может выкинуть из салона трахающихся людей. Туфелька и собачки на треугольниках хорошо. Ещё лучше, если там одинокий мужик прокачивает тормоза (хз, что делает, но внутри не то, что мы думаем).

Да, в вашем сюжете присутствуют и аттракцион, и шутка. Если заранее подготовлено “заглох мотор” и “он не будет выгонять людей из тачки”, то совсем замечательно.

Julia | 14 Июнь 2011 в 2:16

спасибо!

Ирина | 7 Июнь 2011 в 13:37

Да, с первого раза переварить трудновато. Зато приятно, что есть такие умные статьи.

Елена | 31 Май 2011 в 11:24

Значит гэг, это то, чем я часто пользуюсь в общении – переключение внимания собеседника, если ситуация доходит до. Да до чего угодно, просто чтобы разрядить обстановку:)

Кот Шрёдингера | 31 Май 2011 в 12:56

Значит, про гэг придётся ещё писать. Было у меня ощущение, что главного не сказал. Ровно год назад разговор о гэге затянулся на всю ночь, собеседник упорно считал, что гэг это всё, что смешно, а затем, что гэг это любой жест. Надо бы подобрать нарезку из фильмов Чаплина, но не знаю, когда до этого руки дойдут.

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.