Его величество гэг
Вроде бы с гэгом всё просто и понятно, но попробуем из простого и понятного выжать дополнительную пользу:)
В прошедшие выходные перепроверял по различным словарям значение слова gag. И везде приблизительно одно и то же: при переводе в первую очередь перечисляются “кляп”, “затычка”, заглушка” и “пробка”, и только во вторую – “шутка” (“розыгрыш”, “мистификация”, “обман”). Интересно отметить, что русскоязычная википедия разбирает второе значение (шутка, комический эпизод), а вот англоязычная вики доходчиво и серьёзно объясняет, что такое кляп. Нам, подозреваю, понадобятся оба значения этого слова.
Не стал бы вообще писать на эту тему, но как-то по телеку один из известных продюсеров, нахваливая одно отечественное скетч-шоу, сказал, что насчитал в минутной эстрадной миниатюре около тысячи гэгов. Вот он, увы, перепутал просто шутку с просто гэгом. Так что давайте вернёмся к истокам этого художественного приёма и определим его границы.
Примеры классических гэгов мы найдём в Великом Немом Кино. А великое с трудом поддаётся кухонному пересказу. Хороший гэг невозможно пересказать так, чтобы было смешно (так что не будем его путать с острой шуткой). Гэг это аттракцион (моментально втягивающий нас в сопереживание). Если угодно, гэг это шутка, рассказанная нам языком кинематографа. В хорошем гэге задействовано много различных подпорок, инструментов и скрытых от глаз зрителя чисто технических приспособлений, но о них мы сейчас не будем, иначе снова нафигачим громоздкий опус.
Ещё раз: гэг это шутка, решённая визуальными средствами. Гэг плохо поддаётся вербализации и никогда не превращается в анекдот (что происходит с находками эстрадных комиков и/или сценками из скетчей).
Классические гэги Бастера Китона и Чарли Чаплина имеют под собой драматическую и даже трагическую основу. Смех соседствует рядом с чувством страха за героя, но и это тема для теоретиков. Нас сейчас интересует вот что: насколько гэг самодостаточен и автономен?
Мы в наш арсенал взяли не только второе значение (шутка), но и первое (кляп, затычка). Из второго значения следует, что гэг может быть вставной сценкой. Соответственно, вставной кусок может – подобно зубным протезам – выниматься и перекидываться на какой-нибудь видеохостинг типа ютуба. Раз ваш гэг таков, выкиньте его или продайте сценаристам Клуба Весёлых и Находчивых. Ваш гэг должен быть подготовлен и сюжетно, и стилистически (соответствовать возможностям героев и общей атмосфере). Вообще, большинство современных комедий построено на необязательных гэгах, поэтому они быстро забываются. “Хлеба и зрелищ” – не самый плохой лозунг, но ведёт сценариста к механическому повторению наработанных приёмов.
Если верить легенде, первые киностудии покупали гэги пачками – и для текущих нужд, и впрок. Так возникла отсутствующая у нас профессия – гэгмен. Не уверен, что лучшие гэгмены строили свои аттракционы без знания конкретного сценария. Вернёмся к нашим проблемам.
Разбирая сценарий, мы утверждали, что к успеху (или провалу) ведёт каждая сцена. Так вот сейчас мы считаем, что успех отдельной сцены определяет наличие гэга.
Гэг на сегодняшнем этапе может быть не только комедийным. Вот в какой-то статье Юрия Арабова назвали мастером гэга. Если это так, то много ли в его сценариях от комедии? Да, любой хороший и поставленный в нужном месте гэг – драматичен (работает на развитие сюжета и на раскрытие характера персонажей) и, главное, работает не на себя самого (как во второсортной комедии), но на сцену. Выше мы сказали, что успех сцены зависит от наличия гэга, теперь уточним: попробуйте сцену переработать так, чтобы она была интересна визуально, но почти не поддавалась перссказу. Да, сценарная запись гэга дело опасное (если речь о том, чтобы ваш сценарий быстро понравился боссам); гэг на бумаге усложняет сценарную конструкцию, но с этим можно бороться только бесконечным переписыванием. Кстати, попробуйте смешно пересказать мелодраматические гэги из фильма “Красотка”. Вот именно: гэг сегодня принадлежит всем жанрам, а не только комедии.
Дабы не зацикливаться на кляпах и шутках, рекомендую пересмотреть ранние фильмы с участием Джеки Чана. Там есть поставленные хореографами драки, и есть гэги внутри этих драк. Гэги присутствуют и в так называемом автомобильном балете, то есть в сценах погонь. Сейчас мне вспомнился “Французский связной”, в котором основные ключевые (наиболее напряжённые) сцены вроде бы выходят за рамки кухонного пересказа (но при этом именно они движут сюжет).
И сегодня слишком много слов для одной простой мысли: гэг необходим в любом жанре, в любой сцене. Надеюсь, что через пару недель (после нескольких программных статей) я вернусь к разбору гэга (важно отделить его и от трюка, и от чисто комедийной сцены, и от того, что мы называем экшн).
Ну, раз блог без картинок и видео не блог, то вот на десерт сцена, несущая в себе заряд и комического, и трагического:
Факультативное задание: попробуйте эту сцену перевести в сценарную запись. Хотя, да, танец в кино это совсем отдельная тема. Ну и скажу ещё, что при желании редактор вам эту сцену аккуратно и без потерь для сюжета сумеет вырезать.
UPD: продолжение разговора о гэге.
Хорошие гэги устаревают медленней спецэффектов. Возможно где-то публиковал, но всё равно повторю. Здесь это уместно:
Music for One Apartment and Six Drummers (2001)
Music for One X-mas and Six Drummers (2010)