И ещё раз “гэг”
Без конкретики, видимо, не обойтись. Посмотрим видео и ещё раз попытаемся определить, чем гэг отличается от шутки.
Примеров классических и спорных гэгов у нас у всех под руками навалом, поэтому не будем меня спрашивать, почему я выбрал тот или иной отрывок. Так получилось.
Пишу вдогон пассажу “Его величество гэг” и предполагаю, что мы разговор продолжаем, а не начинаем заново. Но для начала – лирическое отступление.
Вот уже и без подсказок зубров сценарного ремесла всё более становится очевидным, что отечественный кинематограф (в данном случае к большому кино можно добавить и телесериалы) находится в глубокой шахте. И такое положение списывают на минимальное финансирование проектов третьими лицами и на отсутствие современных технологий, позволяющих создавать навороченные аттракционы. На первый взгляд, да, такие проблемы есть, но на самом деле минимальные бюджеты и пресловутая допотопная техника не мешают создавать приличные во всех отношениях картины. Давайте уж признаемся, что в этой шахте мы заняты чем угодно, только не добычей угля. Ладно, стоп, лирическое отступление не соответствует сегодняшнему формату.
Так в чём же конкретно мы отстали от мирового кинематографа? По секрету скажу, что нам плохо удаются три “второстепенные” вещи, а именно:
1. Погони. Как автомобильные гонки, так и беготня. Да, погони требуют денег, но уверен, что изящное сценарное решение любой движухи могло бы спасти положение.
2. Драки. Что рукопашный бой, что с применением оружия, – но мы толк знаем в словесной перепалке (и на это следует обратить отдельное внимания), а эстетика мордобоя нам, можно сказать, чужеродна. Красиво полаяться умеем, а вот рукоприкладство это как бы крайняя душевная мера. Ко всему прочему (немаловажный факт), нет специалистов по боевым искусствам. Не так много фильмов, где драки поставлены грамотно. Уверен, что кроме режиссёрского нежелания пригласить на махач специалиста, здесь ещё огромная вина сценаристов. Мало написать “завязалась драка, Вася вынес Пете последний мозг”.
3. Постельные сцены. Эротика в физическом её проявлении. Постельных сцен мы стараемся избегать (и правильно делаем), но об этом в самое ближайшее время будет отдельный пост. Любовь такое эээ интимное чувство, что никакая кама-сутра не раскроет суть отношений двоих.
Из вышеописанного, надеюсь, видно, что нам плохо даётся динамичное внешнее движение. Оно есть, но оно – чаще – решается впроброс, перебивкой, которую можно сделать так, а можно эдак. Так вот, дорогие мои гении волшебных сюжетов, безнадёжное отставание наших картин происходит из-за недоработанности каждой (повторяю: каждой!) сцены. А внутри каждой сцены, независимо от её динамики, развития и раскрытия характеров, должна быть завлекалочка-развлекушечка – гэг. И совсем необязательно гэгу быть комедийным.
Повторим. Погоня, разборка или эротические касания это ещё не гэг. Это возможно одна сцена, несколько сцен или даже целый эпизод. Гэг у нас расположен внутри конкретной сцены и, возможно, является её украшением, тем, что по меньшей мере радует глаз.
В предыдущей статье мы говорили, что гэг не сводится к вербальной шутке (которую без потерь можно пересказать своими словами). Гэг – “шутка” визуальная, исполняемая уникальными средствами в конкретном сценическом пространстве. Оставим летнее блаблабла и перейдём к примерам.
Вот перед нами стандартный британский скетч. В нём присутствует шутка, которую мы можем украсть, экспроприировать, абгрейтить и т.п. – ничего нового в ситуации этого скетча нет. Есть технический приём, который делает ситуацию абсурдной, действительно смешной и уникальной:
В общем-то пример с автобусом можно отправлять в учебники (позволяющие встраивать в свои страницы видео), но меня больше интересуют подготовленные и драматические гэги. Построение следующей сцены от нас не потребует ни проламывания стен, ни танков, ни каких-либо иных “головокружительных” спец-эффектов. И при этом уверен, что у всякого сценариста закружится голова от подобной изобретательности и виртуозного воплощения:
Первые секунды – встреча генерала Черноты с Парамошей – гэг, построенный на актёрской игре. Панталоны, кстати, это не просто прикол, а тщательно подготовленная деталь, которая работает в данном эпизоде трижды (а просто приколом является в данном случае перстень, который Чернота стягивает с пальца Парамона). Из чего складывается сей несложный гэг? Из двух простых вещей: панталон и поцелуя. А вот попробуйте теперь записать эту сцену. Ну, как? Что об этом скажут редакторы? Правильно: ничего смешного. Но мы видим и глубину, которая возникает из-за разницы положений героев, глубину, которая подготовлена всем предыдущим ходом действия. Это гэг, который на своём месте. Второй гэг данного эпизода – сбор выигранных денег. Можно обойтись без всех этих мелочей? Можно не ползать на четвереньках и не дёргать друг у друга купюры? Да. Бывшая жена Черноты может появиться и раньше, в момент финального выигрыша. При переписывании сцены на современный лад, мы не станем усложнять конструкцию и сразу скажем, что Чернота выиграл огромную сумму и быстро свалил. В этом и есть наш глобальный промах. Кто-то что-то не понял? Надо ещё поговорить про разницу между шуткой и гэгом? Хорошо, через пару недель вернусь к теме с новыми недвусмысленными примерами, а пока у меня по плану эротические сцены. Так что подписываемся и в отдельный блокнот выписываем каверзные вопросы “про это”.
Кстати, обратите внимание: в скетче гэг без подтекста, в нашем же фильме почти всё держится на подтексте. Про подтекст – скоро не обещаю – будет отдельный обстоятельный разговор. Удачи в переписывании.
Сценарист Юрий Арабов, выпуск “Верхний слой бытия”.