Редактура сценария

Сразу определимся: есть литературный редактор сценария, есть редактор монтажа и существует так же выпускающий редактор фильма. Мы пока обсуждаем только редактирование сценария.

Уверен, с моими советами вы сделаете из сценария конфетку, только вот в нашей ситуации у редакторов нет времени на сладкое, лишь бы плохо не пахло и уже хорошо. Так что про наших редакторов умолчу (мне, кстати, везло: чем интересней проект, тем адекватней редактор, – уровень, видимо, прямо пропорционален продюсерскому кошельку, – так что, принимая решение демпинговать, думайте).

Идём, как в криминалистике, от общего к частному: сначала целое (вся картина), затем финал и завязка (именно в таком порядке), затем сюжетные повороты, сцены, детали. В последнюю очередь – экспозиция (при линейном, классическом развитии сюжета) с её двумя-тремя первыми сценами и самые первые реплики. Затем проходим по диалогам. Этим порядком не нужно пользоваться при написании сценария. Пишите, как умеете, как считаете нужным, как то советуют сценарные гуру, в конечном итоге – как Бог на душу положит. После же возвращайтесь к этой статье, с лёгким сердцем редактируйте и готовьте для меня бутылку коньяка.

Не поленитесь и разбейте свой готовый сценарий на эпизоды и сцены. Можете пронумеровать цифрами, можете пометить словами, можете выделить цветными маркерами. Вы должны видеть физический размер экспозиции, эпизодов и сцен. Если с общей историей всё в порядке, то вам придётся только переписать каждую сцену и почистить диалоги. Сейчас мы вместе пройдёмся по воображаемому сценарию.

Конечно же, формальный подсчёт в страницах (а в некоторых производящих студиях считают даже количество символов) и в сценах может по началу напрягать (и даже вызывать полное неприятие), но как только увидите от этого пользу, сразу же примите и будете использовать эту арифметику как один из полезных инструментов. Ладно, хватит лирических отступлений, – к делу!

Целое. Это то, что вам придётся (или уже пришлось, если вы писали на заказ) сжать в заявку. Это то, что можно пересказать и переписать множеством разных способов. В этой общей картине (не в заявке и не в логлайне, а именно в сценарии) вы должны ещё раз отметить самые значимые для истории точки: завязку, ключевые сцены (не сюжетные повороты, а экспозиционные сцены каждого эпизода) – сцены, которые каждый раз раскрывают нам новую тайну, будь то образ героя, будь то судьбоносные обстоятельства, будь то некое знание, раскрывающее тему истории. Эти ключевые сцены вы, вероятно, держали в голове ещё до написания сценария. Посмотрите сейчас, не свалены ли у вас эти сцены в одну кучу (чаще всего в экспозицию, но бывает, что и в финал). Эти ключевые сцены должны создавать некий ритмический рисунок. Эти сцены то, что удерживает зрителя в зале (обращаю внимание: не так называемые крючки и сюжетные повороты, – сюжетные повороты вообще могут быть формальностью).

Смотрите на целое: вот здесь завязка (не путать с экспозицией), вот череда ключевых сцен, вот кульминация (не путать с финалом), а вот финал. Обо всём поговорим, но сейчас нам надо разобраться с ключевыми сценами.

В ключевой сцене раскрываются характеры героев и персонажей и развивается основная тема вашей истории. Каждая последующая сцена выводит нас на новый уровень (знания, понимания, откровения). Ключевые сцены не должны быть простым повтором пройденного (хотя вы можете делать дополнительные сцены, как бы разжёвывающие предыдущий месседж).

Ключевых сцен может быть по одной на каждый эпизод. По одной – это минимум. Если в эпизоде нет ключевой сцены, то значит что-то не так с эпизодом, его нужно либо выкинуть, либо переписать. Забегая вперёд скажу, что эпизод нужно строить как самостоятельный сценарий.

После правильной расстановки ключевых сцен (расстановка, повторяю, нужна для ритма) посмотрим на сюжетные повороты. Сюжетные повороты так же находятся внутри сцен, и эти сцены должны приходится на финал каждого эпизода. Сколько эпизодов, столько и поворотов (это минимум, поворотов может быть больше; и, кстати, не утверждаю и не считаю, что эпизодов в картине всегда три или четыре). Сюжетные повороты не обязательно раскрывает характеры и тему (особенно это видно в мыльных операх, где повороты лепят на каждом шагу, а внутреннего развития ноль). Сюжетный поворот, во-первых, обычно ставит героя в безвыходную (тупиковую) ситуацию, а во-вторых, заставляет зрителя сопереживать. Это такие ситуации, про которые каждый задаёт вопрос: “А как бы в этой ситуации поступил я?” Сюжетные повороты это то, что можно пересказать. Хороший сюжетный поворот это сарафанное радио и визитная карточка вашей работы. Так что доводите тупиковые ситуации до возможного предела и обставляйте их красиво. Маленький сюжетный поворот может быть в каждой сцене. Стройте сцены как отдельный сценарий. Но если в сцене и нет поворота, то в конце эпизода он обязателен. Сюжетные повороты могут совпадать с вашими ключевыми сценами. Если сюжетный поворот не просто формальность (крючок для привлечения зрительского внимания), то честь вам и хвала, вы одним выстрелом убиваете двух зайцев и следующий эпизод выводите на кардинально иной уровень.

С целым разобрались? Да, не трогали только завязку и финал. С чего-то наша история началась, чем-то закончилась, пока мы смотрели, что внутри этой истории. А внутри либо мясо, либо пустота. Пустоты нам надо заполнить и переработать. Нет пустот? Идём дальше.

Финал. Обратите внимание, что на финал мы смотрим до разбора кульминации. Финал это эпилог или послесловие. В финале мы подбиваем бабки подводим итоги. Здесь нужно уметь остановится. Про виды финалов вы прочитаете в известных учебниках, а вот про необходимость финала поговорим. Финал может испортить впечатление от картины (меня так расстроили финалы таких крепких сюжетных фильмов как “Отступники”, “Идеальное преступление”, “Мученицы”). В финале обычно прямо говорят или намекают, что справедливость восторжествовала и хэппи-энд наступил. Посмотрите, в какой момент ваша история действительно закончилась. Посмотрите, были ли у вас вообще поводы для обсуждения нравственных вопросов и проблем справедливости. Посмотрите, нет ли в вашем хэппи-энде ростков возможной трагедии. Выкиньте финал (в отдельный файл) и напишите нечто противоположное. Если возможны взаимоисключающие финалы, то вы по всей видимости профессионал, но с вашей историей что-то не так. Мой совет: не бойтесь обсудить финал с коллегами (независимо от ваших дружеских с ними отношений, вы услышите ещё один ход). В идеале финал почти совпадает с кульминацией и нужен только для того, чтобы зритель – перед выходом из зала – успел перевести дыхание или утереть сопли. Идеальный финал естественен, в финале вы не можете (не имеете права) сказать ничего нового, а можете лишь закрепить полученное зрителем знание. Аксиома: зрителя нельзя оставлять обманутым и/или разочарованным. Финал не может быть подпоркой истории: а сейчас пришёл автор и всё-всё вам объяснит. Если уверены в истории, но сомневаетесь в финале, либо отложите сценарий, либо на шару рассылайте его без финала. Знание финальной точки поможет нам лучше понять завязку.

Завязка. Завязка это не первая сцена и не экспозиция. В идеале завязка совпадает с первым сюжетным поворотом фильма. Как гениальное произведение может начинать с самого банального предложения, так и ваша история может начинаться самой незначительной сценой (это не так, конечно, первое предложение и первая сцена задают ритм, атмосферу и стиль всего повествования). Завязка же всегда судьбоносна. Завязка определяет жанр картины*. Хорошая завязка (при относительно слабой драматургии) самого ленивого зрителя доведёт до середины истории. С завязкой необходимо поступить так же, как и с финалом – копировать в отдельный файл и/или рассказать её друзьям и коллегам. Попробуйте выдать завязку за реальную историю (или за виденный когда-то фильм, название которого вы забыли). Выяснили, что ваша завязка не нова? Попытайтесь разобраться, что в ней уникального и что универсального (конечно же, не нова). Сколько сюжетных линий можно вытянуть из вашей завязки? В завязке только одна линия (допустим, любовная), или несколько (любовная, детективная, приключенческая и т.п.)? Точно ли ваша завязка указывает на жанровую принадлежность и на основную тему? Посмотрите ещё раз на финал. Дружит ли завязка с финалом, или это куски из разных опер? Мало завязке быть просто интересной (интригующей и пробуждающей вопрос “а что дальше?”), В правильной завязке – через её тему – спрятан правильный финал (кстати, основная проблема мелодрамы, у которой почти всегда один конец). Завязка истории это не только завязка интриги. Проиграйте завязку как короткометражку или самостоятельную сценку с моментальным финалом (это вам реально поможет в решении многих проблем). Лучше, кстати, слабая и размазанная (разбитая на несколько сцен), но жизнеподобная завязка, нежели формально сконструированная ситуация (сделаем исключение для фантастики и некоторых боевиков). Завязка это такое воображаемое место, в которое себя может поставить каждый зритель. Завязка обозначает нам последующий спектр препятствий. Про завязку пока всё, но пока вы с ней возитесь (зная финал), попробуйте для неё все мыслимые и немыслимые варианты. Вернитесь к первой записи и проверьте, в нужном ли месте вы замолчали. Завязка это – да – прыжок в неизведанное, но неизведанное уже задано: солёная это волна или безвоздушное пространство (определяем жанр, но “ожидаемое” развитие сюжета). Завязка это первый тупик.

Сюжетные повороты. Разумеется, они у вас есть. В первую очередь обратите внимание на приоритетные повороты (в финале эпизодов, перед рекламной паузой, бугога), – точно ли они на своих местах? Затем на сюжетные повороты внутри проходных сцен. Основные повороты должны быть ярче, сильнее и круче необязательных зигзагов. Основные сюжетные повороты не обязательно меняют суть персонажей, но всегда выводят историю на новый уровень, эти повороты меняют суть ситуаций и событий (события формально могут быть те же, но внутреннее наполнение этих событий уже совсем иное). Отметив эти повороты, проверьте все подводки к ним: история вильнула по прихоти автора или логически (самостоятельно) вытекает из всего предыдущего? Эти глобальные повороты должны быть оправданы жанром и темой. Если фигачите мелодраму, то можете ослабить интригу и отказаться от гэгов (касается, в общем-то, начинающих авторов, которые пробелы в психологии и социологии заполняют аттракционом). Если мы будем копать глубже, то обязательно увидим, что сюжетные повороты архетипичны и набор их ограничен. Кстати, не превращайте главные сюжетные повороты в пустой аттракцион или гэг. Сюжетный поворот это слишком, слишком серьёзно. Поворот всегда судьбоносен. “Не было ни гроша, да вдруг алтын”, – при анализе всего предыдущего должно стать ясно, что ничего не “вдруг”, что алтын подготовлен прошедшими событиями. Он как бы притянут характером героя. Понимайте как хотите, но сюжетный поворот это не всегда событие, это может быть просто непосильное новое знание героя. Это знание, с которым невыносимо жить, или ситуация, с которой невозможно справиться. В идеале сюжетный поворот изменяет характер героя (но, повторюсь, может и не изменяет, может только тащит историю). О сюжетных поворотах внутри сцен поговорим ниже.

Сцены. Мы разобрали целое и увидели, что с ним всё в порядке. Разобрали завязку и финал и пришли к выводу, что такие начало и конец имеют право на существование. После завязки зритель хочет смотреть дальше, а после финала ему не терпится – как минимум – пересказать историю другу. Но проблема в том, что во время сеанса зритель погружён в вашу историю каждую секунду времени – его должна держать каждая сцена (удачный пример такого решения – “Стиляги”, – пересказывать там особо нечего, но отдельные сцены можно с удовольствием пересмотреть на ютубе). Напомню: пока мы обсуждаем линейное построение сценария, сложные формы не трогаем. Итак, сцена. Нам необходимо перебрать каждую сцену по косточкам. Попутно обратим внимание на диалоги, по которым пройдёмся в самую последнюю очередь. Хорошая сцена отображает (и повторяет) всю структуру сценария. В сцене есть завязка, развитие и кульминация. В сцене важны диалоги, детали и акценты (про акценты торжественно обещаю наваять отдельный пост). В первую очередь (следим за целым) определите важность сцен. Посмотрите, точно ли каждая сцена так необходима? Не повторяют ли сцены друг друга (они могут повторяться, но под различным освещением основной темы картины)? Всё на месте, всё своим чередом? Отлично! Тогда смотрим, имеется ли в каждой сцене кульминация, которая является крючком для последующих сцен. В идеале каждая последующая сцена должна вытекать из предыдущей. Зритель не должен замечать белых швов, сцепок и подгонок. Выкидывайте из сцены всё лишнее (лишним будем считать то, что уже раскрыто в прошлой или будущей сцене). Сцена это урезанный сценарий, обрубленная тема и схема жанра. У сцены есть завязка, иначе нам неинтересно следить за происходящим. Выкинув из сцены всё лишнее, мы наполняем её уникальными (которых не было в прошлом и не будет в будущем нашей истории) нюансами. Здесь мы определяем важность деталей и важность прямой речи, хотя работаем только с сюжетными микро-поворотами данной сцены. В сцене могут быть яркие кульбиты, гэги, аттракцион, совсем неожиданные ходы, но к своему финалу сцена должна вырулить к основной теме и главной сюжетной линии. Разбив эпизод на сцены, мы должны каждую сцену привести (да, да, да, взять и формально привести) к одному размеру. Только самые гениальные и значимые сцены могут быть короче или длиннее остальных (это же касается и монологов, если они есть). Забыл сказать, что и эпизоды должны совпадать по продолжительности. Сейчас мы занимаемся тонкой ювелирной работой и создаём дорогую вещь. Ни одна сцена не должна полностью раскрывать образы героев, не должна ставить точку в их отношениях и ни в коем случае не должна раскрывать сюжет. Убрав всё, что приводит к полноте картины и к окончательным ответам, берёмся за работу режиссёра и художников: ищем материальные вещи (которые, возможно, станут деталями, что присущи только этой сцене; создаём второй план и атмосферу (второй план и атмосфера это то, что мы на глазах теряем). В каждой сцене должны быть интрига, маленькая тайна и, соответственно, обещание. Не знаю, станет ли темой нашего следующего урока расстановка акцентов, но сейчас скажу, что самое важное, самое значительное (деталь, реплика или поворот, работающие на раскрытие темы) должно быть отправлено в конец сцены. Конец сцены это не только самое интересное (вся сцена должна быть интересна), но и метафизически необходимое. Финал сцены это ещё один найденный паззл, ещё одна часть ответа на основной вопрос истории. Уяснили? Повторим: сцены имеют одинаковый размер, сцены имеют кульминацию, сцены содержат реплики и детали, присущие космосу этого фильма. В конце каждой сцены мы педалируем основную проблему. Сцены могут (да и должны) содержать второй план (а в идеале – подтекст). Подтексту, деталям и акцентам давайте посвятим отдельную лекцию

Детали. Как говорит мой соавтор, что если в пьесе есть ружьё, то им нужно хотя бы дверь подпереть. А учебники по драматургии учат, что деталь начинает работать, когда появляется, как минимум, дважды. В первый раз зритель её запоминает (если она правильно подана и зритель успел обратить на неё внимание), во второй раз зритель её узнаёт и усваивает, в третий раз деталь, как говорится, выстреливает. Выбирайте детали правильно. Заведите себе блокнот для сбора стереотипов. Ещё два слова: в мелодрамах часто присутствуют, падают и разбиваются семейные фотографии. Эти фотографии работают на историю (в которой видна рука драматурга), но никак не раскрывают персонажей. Вот хочу спросить: у вас и ваших знакомых много ли фотографий расставлено по комодам? Вот это я и называю стереотипом: фишка, кочующая по разным фильмам одной жанровой принадлежности. Избегайте стереотипов (или используйте их не по назначению, или иронизируйте над ними, доводя до нового художественного статуса). Деталь (то, что работает и на сюжет, и на тему, и на образ) не возникает из ниоткуда, её появление должно быть подготовлено и оправдано (свойствами сцены и характером персонажа). На деталях всегда специально акцентируется внимание, поэтому они должны возникать в нужное время и в нужном месте. Проследите и за ритмическим движением детали – не алё будет, если она станцует вам джигу в нескольких сценах подряд, а затем уйдёт отдыхать до второго антракта. Деталям, как и акцентам, обязуюсь посвятить отдельную поэму.

Экспозиция. В экспозиции мы заявляем главных героев и проблематику фильма. С экспозицией можно разобраться сразу же, можно её перенести от начала к середине, а можно и размазать по всей истории. Начните с первого варианта: заявить всё и сразу. Для этого ответьте на вопросы (но ответы не прописывайте в сценарии – ответами займутся другие специалисты): чем герои зарабатывают на жизнь, чем занимаются в свободное время (их хобби и устремления), как одеваются, часто ли меняют нижнее бельё и т.д. и т.п. Это кажется глупостью, но это почему-то советуют все учебники по созданию бестселлеров. Чем больше вы узнаете о привычках главных героев, тем быстрее и правильней примите решение, что экспонировать. В какую бы часть сценария вы бы не отнесли экспозицию, без первого представления героев вам не обойтись. Ищите индивидуальные особенности и привычки своих персонажей и показывайте их в действии (это формально наиболее выгодное решение; бездействие и созерцание потребуют включения закадрового голоса, а он на пока не нужен). В экспозиции можно заявить значимые материальные предметы, которые позднее станут деталями. Самые первые реплики (кто бы их не произносил) так же являются экспозицией вашей темы. Создавайте для экспозиции самые точные, самые математически (Моцарт пока отдыхает) выверенные сцены. Экспозиция, по своей сути, может быть пуста, но головокружительна, как опасный аттракцион. Композицию можно выстроить из гэгов, но экспозиция это то короткое время, когда зритель решает – смотреть или не смотреть (в нашем случае – при линейном развитии – экспозиция совпадает с первыми кадрами, с первыми сценами, с первыми репликами). Не оставляйте выбор первых сцен режиссёру. Сделайте экспозицию такой, чтобы каждый мог сказать: “Даже если это малоинтересно, это история может начинаться так и только так”. К хорошей экспозиции всегда хочется вернуться после просмотра. В хорошей экспозиции могут быть спрятаны ответы на вопросы и возможные варианты развития. Только обязательно запомните: основные вопросы не в экспозиции, но в завязке!!! Да, в экспозиции скрыты ответы, но ясно это станет только после возвращения к началу. Почему разбором экспозиции я занялся в последнюю очередь? Да потому что вы уже создали и раскрыли образ персонажей в сценах и провели их от завязки к финалу. Теперь вы знаете, что заявлено и развито в истории, теперь вы можете задать правильную траекторию (ну, да, когда вы сели писать сценарий, вы сразу же начали плясать от нужной точки и в правильном направлении). Теперь вы можете очистить экспозицию от того, что декларировано в последующих сценах. Гляньте ещё раз, может такая полная экспозиция и не нужна вовсе? Может достаточно одной сцены, связанной с историей не сюжетно, но тематически? Может в экспозиции достаточно задать атмосферу? Может экспозиция нужна для того, чтобы настроить зрителя на нужный лад? Да, в экспозиции важен размер. Экспозиция должна гармонично соотносится с целым (о котором вы знаете всё): слишком короткая и слишком длинная композиция возникает не по по прихоти драматурга, а из-за ошибок в строении сцен. Часть большой экспозиции нужно раскидать по сценам, следующим за завязкой. При короткой экспозиции нужно что-то заимствовать из дальнейшего. Ещё раз: экранное время экспозиции имеет огромное значение. Поверьте, каждый зритель наделён эстетическим ощущением гармонии, и несоразмерной продолжительностью экспозиции вы введёте зрителя в заблуждение и оставите в нём лёгкий осадок разочарования. Начало и конец это то, что запоминается и запоминается надолго. Пусть ваша экспозиция будет формальной, но соразмерной (всему полотну). На сегодня всё.

Диалоги. Ну чё, устали? С диалогами типа всем всё ясно? Тогда два совета: всю прямую речь обязательно прочитайте вслух. Если есть возможность, отдайте сценарий диалогисту. И ещё два совета: сожмите каждую реплику до предела, пусть в диалогах реплики будут не длиннее одного предложения в семь слов. Если фразу можно заменить жестом или сокращением лицевых мышц – смело её выкидывайте и ищите адекватное эмоциональное движение персонажа. И запомните: любой диалог это всегда конфликт. Всегда. В противном случае вы заполнили свой текст пустым (пусть виртуозно слепленным) блаблабла. С блаблабла устраивайтесь на мыловарню. Драматург Габрилович сравнивал диалог с фехтованием. Нет поединка, нет диалога. И ещё добавлю: не более двух пространных монологов (декларирующих взгляды и установки персонажа) на сценарий. Если без монологов не обойтись, подгоните их не к послесловию, а к самым напряжённым моментам (примеры приводить не буду, и объяснять, зачем это нужно, тоже). Обратите на самые первые и на самые последние реплики сценария. Выбрать ли незначительные фразы, банальные сентенции, что-то афористичное и врезающееся в память, – всё это зависит от вашего вкуса, таланта и преследуемых (в сценарии) целей. Ничего конкретного посоветовать не могу, просто прошу обратить внимание на первые и последние слова и до отупения произнести их вслух. Может оказаться, что эти слова лишние. Легко справляетесь с диалогами, но желаете идти дальше? Хотите проявить свой диалогический талант со всем своим изящным сценарным артистизмом? Что ж, задавайте вопросы в одной сцене, а ответы переносите в следующую, через сцену, через две; задавайте вопросы одним персонажам, а ответы вкладывайте в уста других персонажей; монтируйте реплики одной сцены с событиями следующей сцены; обратите всю звучащую речь в поэму, сделайте её своим монологом и доведите до условности академического театра. Не поняли, о чём я? Напомните, и мы обсудим оккультные боевые искусства в лекции по НЛП:)

Забыли про кульминацию, но к ней ведёт слишком много подводок, а я устал и текст для интернет-читателя уже непростительно велик. В планах, значит, кульминация, акценты, второй план и подтекст.

И пару слов о персонажах: запомните (если не прочитали у американцев) простое правило. Персонаж A знаком с персонажем B, персонаж B – с C, C – с D. В космосе вашей истории все герои повязаны взаимным знакомством. Проследите за тем, что никто и никогда не появлялся из ниоткуда. Никаких драматургических прихотей, а жёсткая круговая порука героев.

Весь этот геморрой и бесконечное переписывание помогут вам избежать продюсерского “нам это не подходит” и малоприятного редакторского “а мне это не нравится”. Самая простая, банальная, примитивная и расхожая история, изложенная по вышеперечисленным правилам, будет обязательно куплена и принята в производство. Если после всех советов этого не произойдёт, то коньяк – с меня.

*Жанр картины – разбирая сценарий, мы здесь говорим только о жанровом кино. Отдельно обсудим логическое и интуитивное построение сценария, но сейчас примем за правило: жанровая картина строится с помощью логики, авторская – с помощью интуиции. Про логику и интуицию – напомните, это по меньшей мере интересно.

UPD: нюансы написания сценарной заявки.

Спонсор месяца: Аноним.


4 комментариев для "Редактура сценария"

Kolambapl | 18 Апрель 2016 в 1:56

спасибо. очень хороший
и полезный сайт.
удачииуспехавам.

ВЛАДИМИР | 2 Июль 2012 в 19:04

Здравствуйте снова! Если так будет лучше, удаляйте мои комментарии смело пожалуйста! Я бываю не в адеквате, то сильно, то полегче! Ну это нормально, просто это лучше не выкладывать в приличном месте. Будет случай так где-нибудь выругаюсь по существу, а то эти самые существа могут загубить нужное всем нам и им самим дело, своим ЭГО! Пока дойдет как до жирафа, уже поздно будет! Боюсь создавать свой блог, ругаюсь страшно! Простите!

ВЛАДИМИР | 30 Июнь 2012 в 5:09

Текст действительно не маленький, но лишнего ничего не заметил! Только на счет купят или нет, может это зависит не только от качества сценария? Я тут недавно почитал “обиженных”, у них как-то без оплаты приобрели, а я как раз в одно из тех самых мест хотел койчаво нацелить! В общем облом какой-то! Некоторые считают – пусть крадут, мы еще напишем, но это же не водка, которую можно гнать бесконечно одинаковую! Фантазия может иссякнуть! А “свежак” в таком деле вещь не последняя, позволю себе заметить. Кое-где с “новьем” напряг уже явный! Думаю еще не много и кинотеатры могут перевоплотиться в совсем другие заведения, как это уже случилось с тем в который я в детстве бегал! Жалко и обидненько! А чё делать? А еще читал такое мнение что в России сценаристов нет и снимать нечего! Так зачем делать так что бы их не было! Хочешь чтобы было чё снимать, не топи их в зародыше! Есть даже конкурс такой, не буду говорить какой именно, но там есть такие условия, для меня лично, просто не скажу что не выполнимые, но я не хочу врать! А там обязательно нужно прокомментировать чужие произведения, так выражусь, по мягче. Я не могу написать правду, ведь люди действительно, ну я верю что старались! А я хоп, и должен их огорчить! Ну зачем это делать? Не понимаю! Я воспитан иначе! Значит мне на этот конкурс путь отрезали! А утверждают что ищут таланты! Предлагаю тогда искать более надежно: Отними у старушки сумку с пенсией и ты получишь право участвовать в конкурсе! Ладно, че-то занесло меня… Пардон конечно, но задели меня конкретно! Я когда покупаю булку хлеба, никого не прошу похвалить или откритиковать коллегу пекаря! Мне нужен хлеб и я его беру, молча! Иначе его или разберут или он покроется плесенью! Ладно, надо остановиться…

P.S. Не знаю дошли мои предыдущие письма или как-то нет. Еще раз спасибо за ценные советы! Если мои тексты сильно засоряют эфир, то я впредь буду менее общителен, если не трудно – намекните пожалуйста!

Кот Шрёдингера | 2 Июль 2012 в 16:13

Письма дошли, и вам спасибо. Была вынужденная пауза, скоро продолжу беседу.

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.