Ремарка в сценарии

Вот и осень пришла. Скип Пресс вроде бы доходчиво объяснил, что ремарок лучше избегать, что актёр сам знает, когда ему почесать репу, художник по костюмам знает, какую шапочку подобрать героине, ну и т.п. Давайте обсудим, так ли это.

Это, разумеется, так, но в идеальной ситуации. Идеальная ситуация, по всей видимости, существует либо в Голливуде, либо в голове автора.

Или нам нужно в очередной раз уточнять: речь идёт о сценарии полнометражного фильма или о долгоиграющем сериале? Если первое, то да, вся группа, от режиссёра до реквизиторов, прочтёт вашу фантазию и внесёт в неё свои корректировки. А если речь о сериале? Попробуем представить съёмочный процесс сериала.

Есть комната героя. Комната нужна почти для всех серий. Значит, всё в ней происходящее мы постараемся снять сразу, независимо от остальных интерьеров. Но вот незадача: в комнате, кроме главного героя, появляются и другие персонажи. У актёров есть свой съёмочный график. Поэтому нам придётся перемешать события в таком порядке, чтобы было удобно всей группе. Это я разжёвываю не от скуки.
Прибегают актёры (которые параллельно участвуют в других проектах, играют в театре, знакомятся с новыми предложениями и т.п.) и быстренько начинают делать то, что написано в сценарии. Не больше и не меньше. Больше – нужно включать мозг. Больше – нужно знать всю историю. Больше это можно накосячить и “вывалиться” из общей картины (которую представляют себе два-три человека максимум). Меньше – ну, меньше это халтура, это мы пока не обсуждаем.

Мысль проста: на площадке будет происходить только то, что есть в тексте. Никакой Траволта никакому Тарантино не предложит, не посмеет предложить свой собственный авантюрно-артистический ход.

Но почему же Скип просит указывать в ремарке только самое важное?

Посмотрим, как происходит творческий процесс на сезоне в 16 серий (американцы могут позволить себе снимать этот сезон год, а не месяц).
Авторы читают первый драфт сценария (не дома перед магазином на диване, а в группе). Делают друг другу замечания, вносят корректировки. Расползаются по своим берлогам для шлифовки (для шлифовки текста, а не чего-то другого). Следующий драфт сценария читают уже актёры. Вот хочется спросить, кто-нибудь из авторов присутствовал на актёрской читке (исключение – авторы театра.док) своего сценария? Вот то-то. Именно на этой читке и проговариваются ремарки. Актёры задают авторам вопросы, уточняют непонятки. После этого шоу авторы уползают создавать финальный драфт.

Мысль ясна?

Теперь немного личного опыта и сплетен по теме. Одному моему коллеге сильно повезло: он по контракту присутствовал на съёмочной площадке. Кроме него на площадке был и официальный редактор по съёмочной площадке. Так вот. И редактор не замечал забытые чемоданчики с миллионами баксов, и пушки, возникающие из воздуха, и многие другие “мелочи”. Автору по ходу пьесы приходилось вносить корректировки. Что уж говорить про актёров, которые не знали, улыбаются они до смерти бабушки или после похорон (как понимаете, две разных улыбки получаются).

Смотрел свой сериал (странное поверье бытует, что смотреть собственные сериалы вредно). Увидел много полезного. То, что в сценарии было подробно (с указаниями и для актёров, и для реквизиторов, и для художников), то и сыграно было на должном уровне. А то, что впроброс, – от таких сцен за версту разило халтурой (экран, будто увеличительное стекло, усиливает любую лажу). Там, где не было ремарок, герои моментально превращались в “говорящие головы”: блаблабла, и ничего лишнего. Мой вывод: сценарий для сериала воплощается буквально, на съёмочной площадке уже ни у кого нет времени на креатив. Есть только текст и сроки.

За лишнюю ремарку (если у производящей студии нет жёстких требований к сценарию) вас никто не убьёт. Если вы напишите лишнее, а это лишнее не воплотят, то уже не ваша вина и не ваша забота. А если не напишите (с прицелом “ну, это и без того ясно” или “там не идиоты работают, додумают”), то вам же самим будет стыдно. Как вы поняли, моя сегодняшняя статья адресована тем наивным новичкам, которые ещё умеют испытывать чувство стыда.

Мастера учат, что сценарий не должен оставлять режиссёру никакой свободы. Раньше я слышал в этом указании некий пафос. На самом деле для профессионального режиссёра жёсткий сценарий это только плюс, а не минус. Чем больше и точнее вы пропишете, тем лучше будет для всех (в конечном итоге – радость зрителю). Маленький секрет: крепкой мизансценой можно спасти вялую или посредственную драматургию (касается тех авторов, что пишут по чужому сюжету).

Вот никак не могу в рамках блога поделить записи на: а) теоретические заметки к полнометражным сценариям, б) заметки к сценариям сезонных сериалов (начиная с двухсерийных телемуви и заканчивая 16 серий плюс), в) заметки к бесконечным сериалам (80 серий плюс; но об этом направлении не скоро, так как прошло мимо меня). Разделение это необходимо. Хотя законы драматургии вроде бы и универсальны, но вот – технически – драматургическая запись для каждого формата может быть разной. Всем удачи. К ремарке через некоторое время обязательно вернёмся.

P.S.
Молчал долго, постараюсь наверстать упущенное. Но больше никаких обещаний.
Заметку написал, а важное курсивом не выделил. Как в сценарии.

P.P.S.
Да, ещё, важное. Если вы разбиваете сцену на две. Между этой сценой ещё одна сцена с параллельным действием. Не бойтесь в продолжении разбитой сцены напомнить о чемоданчике, который присутствовал в первой части сцены. Если какая-то деталь драматургически важна, то пишите о ней так, будто пишите записку своей старой бабушке: “в чемоданчике слитки золота, на него надо обратить внимание, если этот чемоданчик поднять, то он не будет выглядеть так, будто набит грязными шмотками”. По разным не зависящим от вас причинам могут снять сначала финал сцены, а затем её начало (если сцена “разрезана” на две или несколько частей). О важном повторяйте так, как повторяете детям правила поведения в приличном обществе. То, что из них вырастут алкоголики, уже будет не ваша вина. Ну, сами понимаете, улица, дурная компания, слепые учителя, отсутствие времени и т.п., и т.д..

UPD:

Как и обещали – добежали:

Ремарка в сценарии – 2

Ремарка в сценарии – 3

Если есть что добавить/дополнить по теме, высказывайтесь.

Спонсор месяца: Аноним.


9 комментариев для "Ремарка в сценарии"

Кот Шрёдингера | 12 Сентябрь 2011 в 10:18

Продолжение разговора о ремарке здесь.

Арина | 12 Сентябрь 2011 в 9:00

не буду писать о сценариях на мыльные оперы: как правило ляпов в них немеряно.Видимо потому, что такие сценарии пишутся не одним человеком, а целым коллективом. А вот ремарки в пьесе должны принадлежать только режисеру, потому что у хорошего режисера всегда свое видение спектакля…

Кот Шрёдингера | 12 Сентябрь 2011 в 9:03

Хороший комментарий, спасибо. Как раз в данный момент пишу продолжение.

Марфа | 12 Сентябрь 2011 в 9:12

Всегда – пожалуйста. Просто от моего имени писать в таком блоге затруднительно, поэтому попросила Арину. :)

Кот Шрёдингера | 12 Сентябрь 2011 в 9:33

Да хоть всех подружек приводите:) я в затруднительных ситуациях поступаю подобным образом:)))

Елена | 6 Сентябрь 2011 в 17:13

Здорово!
А я всю жизнь считала, что ремарка это записка на полях сценария (“Иван оглянулся”, “Марина смеётся”).

Кот Шрёдингера | 7 Сентябрь 2011 в 8:26

Ну, так и есть:) или почти так. Придётся продолжение писать, чтобы непоняток не возникало. Благо, ради таких “мелочей” блог и задумывался.

Елена | 7 Сентябрь 2011 в 8:52

Да, но мне и в голову не приходило, что кроме Ивана и Марины в сцене ещё десять человек и ремарки нужно писать каждому! В пьесах Чехова (в тех, что у меня на книжной полке) такого не было)))

Кот Шрёдингера | 7 Сентябрь 2011 в 9:00

Вот и придётся сравнить пьесу со сценарием. Забегая вперёд скажу, что пьеса играется сотни раз, а сценарий тока один (и при множестве разночтений и двусмысленностей из сценария получается то, что получается, увы, только один раз).

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.