Ремарка в сценарии – 3
В предыдущих лекциях мы определили, что ремарка в большинстве случаев не влияет на драматургию произведения. Теперь мы подозреваем, что трёх постов о ремарке будет достаточно для того, чтобы довести сценарий до совершенства. Если подозрение верно, то с самых усердных причитается ещё бутылка какого-нибудь галимого вискаря. Поехали дальше.
С драками и сексом на экране разобрались, теперь приступим к еде, убранству помещений и головным уборам дам.
1.Пища.
Нашим персонажам периодически приходится есть. Иногда они это делают дома, но всё чаще – в ресторанах. Надо ли нам, голодным сценаристам прописывать блюда или достаточно обойтись скупыми фразами “она накрывает на стол”, “официант приносит заказ” и “он подвигает к себе тарелку, берёт ложку”? Так вот, всё просто и легко. Выбираемые вами блюда так уж необходимы? Они указывают на настроение, на материальное и социальное положение персонажей? На их голод или пресыщенность? Можно ли одни блюда заменить другими, или стол должен быть накрыт так и только так? Вопросы мои не праздные. Если еда является культом, если кулинария это искусство, то создавайте из сервировки стола интригу, работайте на характер персонажей и на образ будущего фильма. Посмотрите сколько минут экранного времени страниц посвятил жратве Гоголь. Вот только не надо без нужды лезть в меню дорогих ресторанов, в старые поваренные книги и прочие кулинарные поэмы. Это распространённая болезнь голодных девяностых прошедшего века. Ищите поэзию в повседневном. Пересмотрите своего любимого Тарантино.
2. Помещения.
Не надо описывать в сценарии интерьеры. Смотрите проще: что изменится, если интерьер будет другим? Что произойдёт, если, например, сцена будет разворачиваться не в хрущёбе, а на яхте? Эти вопросы важны, очень важны. Важнее, нежели кажется. Как вы паритесь с репликами и жестами, так и с пространством заморачивайтесь (в разумных, разумеется, пределах). Всё как всегда построят не так, но если вы найдёте для интерьера уникальные детали, то респект вам и уважуха, честь и хвала. В поиске этих деталей и шлифуется ваш талант. С разбором таких мелочей мы обязательно создадим из посредственных историй самые фантастические по своей убедительности сценарии. Именно благодаря деталям мы облегчим работу другим художникам (под которыми мы сейчас подразумеваем всю съёмочную группу), а чем легче будет художникам, тем больше шансов на успех. В сторону лирику. Из всего интерьера нам нужно: а) узнаваемое место действия, б) деталь, которая начинает работать только со второго раза (то есть, вещь, которая повторяется), в) артефакт, придающий месту действия уникальность, лицо, характер. Мне лень ходить за примерами, но старайтесь отказываться от распространённых деталей-приёмов: фотографии, бессмысленные статуэтки, детские игрушки, – всё в топку. Подглядываем характерные детали интерьера в жизни. Эти детали есть у всех наших реальных знакомых. При описании интерьеров станьте не дизайнерами, не горе-следователями, но отмороженными на всю голову параноиками. Доведите себя до бреда ревности и найдите ту самую книгу, что ещё десять лет назад расхваливал ваш приятель. Остальное сделают помощники режиссёра.
3. Костюмы.
Ну, с костюмами такая же фигня, что и с интерьерами. Пусть персонажи бродят по сценарию голыми. На первом этапе достаточно ремарок типа “небрежно”, “изысканно” (стрёмный эпитет), “дорого”. Ищите фишку, что сделает персонажа узнаваемым (даже если он шпион и “человек толпы”). Оденьте его так, чтобы актёру вообще ничего больше не требовалось играть:) Если вы подбираете к туалету какой-нибудь аксессуар, то не забудьте проследить за этой деталью от начала и до конца сценария. Особенно касается украшений, женских сумочек, мужских зонтиков и современных электронных девайсов. Аксессуары не только нельзя забывать, но их ещё необходимо отыгрывать/обыгрывать. “Случайные” аксессуары подчас становятся сюжетообразующим звеном, но чаще всего по дороге забываются.
4. Погода.
Если вы знаете время года, в которое будут проходить съёмки, то вам уже сильно повезло. А пока достаточно указания времени суток. Даже обсуждать не хочу.
Начало разговора о сценарной ремарке здесь, продолжение – здесь.
Мастера утверждают, что сценарист не должен оставлять никакой свободы режиссёру. Думаю, что этой свободы вы лишаете всю съёмочную группу хорошей ремаркой. Под “хорошей” подразумевается не ваша артистичность, не фокус или визуальный каламбур, а точность, влияющая на развитие истории. В противном случае каждый участник съёмочного процесса сделает с точностью до наоборот и будет прав, имхо.
Подведу итог: а) избавляйтесь от всех ремарок, которые являются очевидными, избавляйтесь от всех ремарок, б) как можно точнее и подробнее прописывайте ремарки.
В первом случае вы увидите, что шаманите, заговариваете зубы группе и гоните строку. Во втором случае вы найдёте те уникальные детали, что самыми скупыми средствами сделают будущую картину богаче и глубже.
Что мы упустили в разговоре о ремарке? Скажу. Мы начали с того, что начали классификацию ремарок, но почему-то тему замяли. Вернёмся же к теме.
Эмоциональная ремарка. Имеет отношение к прямой речи персонажа.
Атмосферная ремарка. Имеет отношение в видимым образам, от еды на столе до описания интерьера.
Сюжетная ремарка. Обращает внимание на какую-то деталь, что уточняет ситуацию. Обратим внимание: есть сюжетообразующие детали, без которых не обойтись, а есть ремарки, уточняющие сцену (что-то вроде крупного плана).
Избыточная ремарка. Мы её не обсуждали. Ремарка, в которой сценарист берёт на себя функции режиссёра. Для чего это нужно, читаем в первой части лекций о ремарке. В любом случае, господа сценаристы, именно эти мелочи нас спасут. Всем удачи. К деталям вернёмся.
Всем привет!
Привет.