Один маленький совет
Совет, надеюсь, пригодится как начинающим сценаристам, так и тем, кто в танке. Но прежде всего это совет самому себе.
Почитал на сценарных форумах дискуссии о том, что важны, мол, связи, симпатии и прочие мутные субъективные дела. Возможно это и так (в каких-то особых случаях), но для сценариста на фрилансе на этапе новых отношений самое важное это сценарная заявка. Затем уже идут резюме, фильмография, горящие глаза и стоптанные ботинки. Деловые отношения начинаются с заявки. Это вроде бы очевидно, но я сейчас буду говорить не про контакты, а про то, чем эти личные заявки становятся через некоторое время.
Беда в том, что через какое-то время заявки превращаются в… малопонятный хлам. Разумеется, набиваются полезные шишки, тренируются рука и пятая точка, количество переходит в качество и всё такое (ага, посттравматический рост, творческий процесс и прочий индивидуальный позитив). Возможно это прекрасно. Вы пишите одну заявку, пятую, сотую. Месяц, два, полгода, год. И вот за терпение и труд вам улыбается удача. И вроде бы вы действительно весь год трудились в поиске темы, вокруг которой завертелись другие звёзды. Можно, разумеется, про год поисков забыть. Можно грохнуть папку с неудачными заявками… Ладно, стоп, даю совет.
Какие-то заявки пишутся от души (типа “будь больше свободного времени я бы обязательно превратил эту идею в сценарий”). Какие-то заявки пишутся по случаю – объявили конкурс или кто-то задал тему (на форум забежал режиссёр или продюсер). Какие-то заявки пишутся с расчётом попасть в ожидания канала или производящей студии. И пока этот конкретный запрос актуален, кажется, что и в заявке всё понятно. Только вот по прошествии времени трудно самому себе объяснить, а “что это было”. Вот то-то. По прошествии времени возникает пачка файлов, которые могут (могли бы) расшифровать только редакторы и люди, близкие к индустрии. Мысль понятна? Со временем у нас накапливается ворох технических документов, которые так и не стали запатентованными изобретениями. Удалить???
Так вот (говорю самому себе). Надо каждую сценарную заявку превращать в литературный рассказ. Хоть через не-хочу. Взять за правило: написал заявку – пиши рассказ. Хоть этюд, но с претензией на художественность, атмосферу, авторскую уникальность. Вот и всё:)
Со временем возникнет параллельная папка, которая будет похожа на сборник рассказов. И, оглядываясь на тяжёлый год, возникнет дополнительный выбор: это можно предложить бумажным издательствам, это можно опубликовать в сети, а это (ого!) можно переработать в сценарий. В любом случае, на каверзный вопрос “чем ты всё это время занимался” будет чем ответить. И, что самое интересное, возникнет обратная связь не только от профессионалов индустрии, но и от простых читателей.
У меня на сегодня всё. Какое-то время буду постить всякие короткометражки или ссылки на другие каналы, посвящённые сценарному мастерству (хотя, реклама сейчас доставляет всё, что нужно, – моя лента забита всякими киношколами, вебинарами и сценарными комнатами). Всем хорошего настроения и усидчивости.
Всегда только положительные эмоции. Даже что-то понимать начала. И жалею, что писать перестали.