Сцена решает всё
При условии, что вы разработали интереснейшую историю, всё остальное решает каждая отдельная сцена.
Проработанностью сцены можно как утопить интересную историю, так и вытянуть слабый (с коммерческой точки зрения*) сюжет. И если в вашей голове вспыхивает картинка или какие-то режиссёрские решения, то это не значит, что на съёмочной площадке решат заняться тем же. И не надо после думать, что режиссёр всё провалил. Провалили вы. Теперь поговорим о нашем условном сценарии.
Но для начала разберёмся с терминологией, дабы не возникло путаницы. В российской кинодраматургической традиции фильм делится на эпизоды, а эпизоды делятся на сцены (что у американцев соответствует актам и эпизодам, то есть то, что мы называем сценой, американцы считают эпизодом). Под сценой мы подразумеваем единство места, времени и действия (в редких случаях неизменное количество персонажей, но это требование можно опустить).
Теперь солью в одну заметку всё, что думаю о сцене. Надеюсь, вы найдёте здесь подсказки, которых нет в других учебниках.
И забегая вперёд, сразу дам один совет. Господа сценаристы, после последней точки в сценарии и покупкой этого сценария есть некоторый временной люфт. Вот вместо смутного ожидания копируйте каждую сцену в отдельный файл и разбирайте эту сцену как отдельное самостоятельное произведение. Много времени и сил это не отнимет. Репетиции спектакля длятся год. Вся труппа думает о том, чтобы каждое мгновение привлекать и удерживать зрительский интерес. На площадке, увы, об этом не всегда думают. Так подумайте вы за всю съёмочную группу. Разбейте свой воображаемый фильм на куски, которые зрителям захочется выложить на ютуб:)
Определите для себя характер каждой сцены:
1. Сцена информативная.
2. Сцена эмоциональная.
3. Сцена-повтор.
4. Сцена-пауза.
(В чистом виде таких сцен нет, все эти характеристики смешиваются в каждой сцене, но мы сейчас постараемся определить для себя, какая черта преобладает в каждой сцене и зачем это нужно.)
Информативные сцены нужны для экспозиции. Вводим зрителя в проблематику нашего космоса. В чистом виде информативные сцены не нужны, и их должно быть как можно меньше. Зритель не идиот, и по ходу дела сам разберётся, что к чему. Если вы разобрались с необходимой информацией, то подумайте, как её разбить на части и как подать порциями. Посмотрите, на каких деталях следует сразу сделать акцент, а о каких до поры до времени умолчать. От полноты картины (от знания в полном объёме) может стать скучно. Детективная интрига должна присутствовать в самой расслабленной мелодраме, имхо.
С эмоциями вроде бы всё понятно, но не всё так просто. Отечественные фильмы всё больше и больше эксплуатируют только негативные эмоции (надеюсь, поговорю об этом отдельно). Страх, ненависть, всякую душевную боль, вызывающую слёзы сопереживания. Спектр эмоций нужно сознательно расширять. В фильмах ужасов всегда есть комедийные моменты, вызывающие смех. И в комедиях есть сцены, когда ситуация вызывает ужас. Внимательно следите за сменой зрительских настроений. Слушайте симфонии и ловите их эмоциональный ритм. Разбирайте каждую отдельную сцену эмоционально: что здесь смешно, что грустно, что страшно, а что попросту скучно (и почему). Попробуйте сменить эмоцию на противоположную: в комедийной ситуации найдите паническое (по Бахтину), и наоборот – из трагического попытайтесь сделать смешное. (Последние указания не для того, чтобы переделать сцену, а для понимания её сути и внутреннего потенциала).
А сцену-повтор и сцену-паузу одни назовут сценами проходными, а другие – высшим пилотажем. Если мы относимся к сценарию (и будущему фильму) как к поэме, то давайте забудем о существовании проходных сцен (вообще такое понятие выкинем из нашего лексикона).
Сцена-повтор прежде всего нужна для закрепления информации (повторение – мать учения), для привыкания и узнаваемости (об этом отдельно писал Юрий Арабов: зритель усваивает три четверти ему знакомого и узнаваемого и только одну четверть нового, но это совсем другая тема). Повтор должен подавать информацию под новым углом и, как я думаю, повтор оперирует деталями (кто понял, тот понял). И повтор задаёт ритм, рифму и, если угодно, рефрен. Повторами нужно пользоваться очень осторожно, иначе можно скатиться к проходным сценам, о которых мы договорились забыть.
Сцена-пауза. Виртуозно паузами владеет Стивен Кинг. Всегда на самом интересном месте (а что же дальше???) он уводит нас в сторону и погружает в какие-то подробности, которые мы хотим прочитать побыстрее. Если внимательно пересмотреть “Криминальное чтиво”, то мы увидим, что почти всё действие состоит из пауз. Паузы мы используем тогда, когда на 200 процентов уверены в основной сюжетной линии. Паузы необходимы для: а) освоения предыдущего, б) для угадывания и предвкушения будущего, в) для эмоциональной разрядки и для “перевести дыхание”. При серьёзной проработке – пауза это подтекст, который нельзя пересказать однозначно.
Что можно сделать за своим рабочим столом с готовой сценой? Я бы рекомендовал сразу две противоположных вещи. Первое, сцену нужно по возможности удлинить, расширить и перегрузить. Попробуйте ввести дополнительных персонажей, добавить действия, поискать визуальные образы (или хотя бы дополнительные предметы-детали). И второе (противоположное первому), сцену нужно сжать, выкинуть всё лишнее (от реплик, до действий персонажей), убрать посторонних. И то, и другое нужно для понимания сцены. Отнеситесь к каждой сцене как к маленькому фильму или рекламному ролику. И не забывайте о персонажах, которые тусовали в предыдущих сценах (буквально вчера видел по телеку серию “Каменской”, в которой Гармаш три минуты молча слушал диалог Каменской с кем-то, – просто сценарист забыл увести или озадачить персонажа участием, а на площадке сняли то, что шло по тексту).
Джеки Чан каждую драку пытался продлить до возможного предела (кропотливый поиск гэгов) и дотягивал драки до 7 минут. Американские прокатчики урезали эти сцены до 5 минут. Говорю к тому, что всё можно растянуть и урезать (в идеале же должно быть “ни убавить, ни прибавить”). И, кстати, требование 1 сцена = 2 минуты, работает вроде бы только в ситкомах и на все жанры не распространяется. Время сцены прежде всего определяется общим ритмом фильма, но и это отдельный разговор.
Простые сцены нужно усложнять. Если видите, что у вас преобладает трёп, ищите у персонажей труп в багажнике, сажайте под кровать мужа, а за штору – репортёра с видеокамерой. Ищите тёщу, которая стоит за дверью. Трёп должен происходить на пороховой бочке, фитиль которой уже подожжён.
На сегодня у меня всё. На всякий случай напомню про трёхактную структуру сцены: в сцене должны присутствовать завязка, развитие, кульминация и финал. И если завязка была ранее, а финал сцены вам необходимо отложить, то развитие и кульминация необходимы каждой сцене.
Если ещё что-то важное вспомню, допишу в отдельной статье. Если что-то у меня мутно или спорно, фигачьте в комментарии – на досуге обсудим.
*Слабая сюжетная линия на мой взгляд в фильме “Пёс-призрак: путь самурая” (да в общем-то и в других фильмах Джармуша, но “Пёс-призрак” отчасти интересен тем, что перекликается и пародирует “Криминальное чтиво”).
Вот ещё важная статья о сценах.
Теперь мне стало всё ясно. Благодарю за помощь в этом вопросе.