Сцена решает всё

При условии, что вы разработали интереснейшую историю, всё остальное решает каждая отдельная сцена.

Проработанностью сцены можно как утопить интересную историю, так и вытянуть слабый (с коммерческой точки зрения*) сюжет. И если в вашей голове вспыхивает картинка или какие-то режиссёрские решения, то это не значит, что на съёмочной площадке решат заняться тем же. И не надо после думать, что режиссёр всё провалил. Провалили вы. Теперь поговорим о нашем условном сценарии.

Но для начала разберёмся с терминологией, дабы не возникло путаницы. В российской кинодраматургической традиции фильм делится на эпизоды, а эпизоды делятся на сцены (что у американцев соответствует актам и эпизодам, то есть то, что мы называем сценой, американцы считают эпизодом). Под сценой мы подразумеваем единство места, времени и действия (в редких случаях неизменное количество персонажей, но это требование можно опустить).

Теперь солью в одну заметку всё, что думаю о сцене. Надеюсь, вы найдёте здесь подсказки, которых нет в других учебниках.

И забегая вперёд, сразу дам один совет. Господа сценаристы, после последней точки в сценарии и покупкой этого сценария есть некоторый временной люфт. Вот вместо смутного ожидания копируйте каждую сцену в отдельный файл и разбирайте эту сцену как отдельное самостоятельное произведение. Много времени и сил это не отнимет. Репетиции спектакля длятся год. Вся труппа думает о том, чтобы каждое мгновение привлекать и удерживать зрительский интерес. На площадке, увы, об этом не всегда думают. Так подумайте вы за всю съёмочную группу. Разбейте свой воображаемый фильм на куски, которые зрителям захочется выложить на ютуб:)

Определите для себя характер каждой сцены:

1. Сцена информативная.

2. Сцена эмоциональная.

3. Сцена-повтор.

4. Сцена-пауза.

(В чистом виде таких сцен нет, все эти характеристики смешиваются в каждой сцене, но мы сейчас постараемся определить для себя, какая черта преобладает в каждой сцене и зачем это нужно.)

Информативные сцены нужны для экспозиции. Вводим зрителя в проблематику нашего космоса. В чистом виде информативные сцены не нужны, и их должно быть как можно меньше. Зритель не идиот, и по ходу дела сам разберётся, что к чему. Если вы разобрались с необходимой информацией, то подумайте, как её разбить на части и как подать порциями. Посмотрите, на каких деталях следует сразу сделать акцент, а о каких до поры до времени умолчать. От полноты картины (от знания в полном объёме) может стать скучно. Детективная интрига должна присутствовать в самой расслабленной мелодраме, имхо.

С эмоциями вроде бы всё понятно, но не всё так просто. Отечественные фильмы всё больше и больше эксплуатируют только негативные эмоции (надеюсь, поговорю об этом отдельно). Страх, ненависть, всякую душевную боль, вызывающую слёзы сопереживания. Спектр эмоций нужно сознательно расширять. В фильмах ужасов всегда есть комедийные моменты, вызывающие смех. И в комедиях есть сцены, когда ситуация вызывает ужас. Внимательно следите за сменой зрительских настроений. Слушайте симфонии и ловите их эмоциональный ритм. Разбирайте каждую отдельную сцену эмоционально: что здесь смешно, что грустно, что страшно, а что попросту скучно (и почему). Попробуйте сменить эмоцию на противоположную: в комедийной ситуации найдите паническое (по Бахтину), и наоборот – из трагического попытайтесь сделать смешное. (Последние указания не для того, чтобы переделать сцену, а для понимания её сути и внутреннего потенциала).

А сцену-повтор и сцену-паузу одни назовут сценами проходными, а другие – высшим пилотажем. Если мы относимся к сценарию (и будущему фильму) как к поэме, то давайте забудем о существовании проходных сцен (вообще такое понятие выкинем из нашего лексикона).

Сцена-повтор прежде всего нужна для закрепления информации (повторение – мать учения), для привыкания и узнаваемости (об этом отдельно писал Юрий Арабов: зритель усваивает три четверти ему знакомого и узнаваемого и только одну четверть нового, но это совсем другая тема). Повтор должен подавать информацию под новым углом и, как я думаю, повтор оперирует деталями (кто понял, тот понял). И повтор задаёт ритм, рифму и, если угодно, рефрен. Повторами нужно пользоваться очень осторожно, иначе можно скатиться к проходным сценам, о которых мы договорились забыть.

Сцена-пауза. Виртуозно паузами владеет Стивен Кинг. Всегда на самом интересном месте (а что же дальше???) он уводит нас в сторону и погружает в какие-то подробности, которые мы хотим прочитать побыстрее. Если внимательно пересмотреть “Криминальное чтиво”, то мы увидим, что почти всё действие состоит из пауз. Паузы мы используем тогда, когда на 200 процентов уверены в основной сюжетной линии. Паузы необходимы для: а) освоения предыдущего, б) для угадывания и предвкушения будущего, в) для эмоциональной разрядки и для “перевести дыхание”. При серьёзной проработке – пауза это подтекст, который нельзя пересказать однозначно.

Что можно сделать за своим рабочим столом с готовой сценой? Я бы рекомендовал сразу две противоположных вещи. Первое, сцену нужно по возможности удлинить, расширить и перегрузить. Попробуйте ввести дополнительных персонажей, добавить действия, поискать визуальные образы (или хотя бы дополнительные предметы-детали). И второе (противоположное первому), сцену нужно сжать, выкинуть всё лишнее (от реплик, до действий персонажей), убрать посторонних. И то, и другое нужно для понимания сцены. Отнеситесь к каждой сцене как к маленькому фильму или рекламному ролику. И не забывайте о персонажах, которые тусовали в предыдущих сценах (буквально вчера видел по телеку серию “Каменской”, в которой Гармаш три минуты молча слушал диалог Каменской с кем-то, – просто сценарист забыл увести или озадачить персонажа участием, а на площадке сняли то, что шло по тексту).

Джеки Чан каждую драку пытался продлить до возможного предела (кропотливый поиск гэгов) и дотягивал драки до 7 минут. Американские прокатчики урезали эти сцены до 5 минут. Говорю к тому, что всё можно растянуть и урезать (в идеале же должно быть “ни убавить, ни прибавить”). И, кстати, требование 1 сцена = 2 минуты, работает вроде бы только в ситкомах и на все жанры не распространяется. Время сцены прежде всего определяется общим ритмом фильма, но и это отдельный разговор.

Простые сцены нужно усложнять. Если видите, что у вас преобладает трёп, ищите у персонажей труп в багажнике, сажайте под кровать мужа, а за штору – репортёра с видеокамерой. Ищите тёщу, которая стоит за дверью. Трёп должен происходить на пороховой бочке, фитиль которой уже подожжён.

На сегодня у меня всё. На всякий случай напомню про трёхактную структуру сцены: в сцене должны присутствовать завязка, развитие, кульминация и финал. И если завязка была ранее, а финал сцены вам необходимо отложить, то развитие и кульминация необходимы каждой сцене.

Если ещё что-то важное вспомню, допишу в отдельной статье. Если что-то у меня мутно или спорно, фигачьте в комментарии – на досуге обсудим.

*Слабая сюжетная линия на мой взгляд в фильме “Пёс-призрак: путь самурая” (да в общем-то и в других фильмах Джармуша, но “Пёс-призрак” отчасти интересен тем, что перекликается и пародирует “Криминальное чтиво”).

Вот ещё важная статья о сценах.

Спонсор месяца: Аноним.


10 комментариев для "Сцена решает всё"

Анастасия | 10 Ноябрь 2013 в 22:01

Спасибо, что ответили! Ну, если от сценариста просят только историю то, это облегчает работу. Если есть специалисты то, они я думаю сделают свою работу лучше.

Анастасия | 19 Сентябрь 2013 в 22:37

Кое что выяснила, в сценариях Диснея это тоже есть… КАМЕРА! В мультах(анимация)пишут расположение камеры. В сценарии для фильмов обычно запрещено, а в анимации как ведёт себя камера НЕТ! Например: Камера приближается к ювелирной лавочке, Продавец лавочки кланяется. Крупный план Продавца. Как так! Хотя можно и не писать, ещё в что одет, прописывают движения. Художнику-аниматору надо знать, что рисовать. Может кого заинтересует! А если найдутся сценарии с анимацией ПОДЕЛИТЕСЬ!

Кот Шрёдингера | 9 Ноябрь 2013 в 0:11

Анастасия, простите, что отвечаю с таким опозданием.
К сожалению, и я не видел сценариев, где смешаны анимация и обычная история. На днях в титрах видел “режиссёр анимации”.
У меня был короткий опыт сотрудничества с мультипликатором (во ВГИКе делалась обычная студенческая работа). Там режиссёр делал раскадровки и пометки о том, что как и откуда движется. Да, там все эти технические замечания были. НО с меня он спрашивал обычную историю. Историю с поворотами, характерами и финалом. Он видел свой мир, видел (и показывала) своих героев, но с меня движения камеры не спрашивал. Он понимал, кто из нас режиссёр, а кто просто сценарист. Увы, в данном случае я правильного ответа не знаю, но технические подробности в общем сценарии прописывать бы не стал (вынес бы в отдельный файл и подождал бы, когда попросят).

Анастасия | 19 Сентябрь 2013 в 21:30

Есть такой фильм “Квартира Джо” (если правильно написала название) так там были персонажи ТАРАКАНЫ. Вот бы одним глазком увидеть этот сценарий. Может вообще сцены с Тараканами и не писали отдельно как Мульт, а так написаны как в обычном сценарии, где Тараканы просто одни из персонажей. Тогда интересно было бы посмотреть сценарии: “Параллельный мир”, “Кто подставил кролика Роджера” Обращаюсь так же к другим, если кто найдет, как написаны эти сценарии.(или знает как такие сценарии пишутся?)

Анастасия | 18 Сентябрь 2013 в 23:40

А как сцены МУЛЬТЫ подключают к фильму? То есть переплетают между собой и описывают сцены МУЛЬТЫ? Ведь такие фильмы есть, но российские фильмы с МУЛЬТАМИ, вроде пока не снимали.

Кот Шрёдингера | 19 Сентябрь 2013 в 1:22

Под мультами вы подразумеваете анимацию или компьютерную графику? В Ночном Дозоре вроде бы были мульты. У меня нет ответа на ваш вопрос. Во-первых, должно быть понятно (убедительно сделано), что анимация действительно необходима, что без неё нельзя обойтись (на самом деле без всего можно обойтись, но ваше решение должно быть лучшим решением для будущего фильма). Во-вторых, для анимации обязательны раскадровки. Литературный сценарий не предполагает рисунков, поэтому – предполагаю! – эту часть надо разрабатывать отдельно. Вы уверены, что справитесь? Режиссёр и продюсер в таком случае будут привлекать профессиональных аниматоров или графиков, а они в свою очередь предложат свои решения. Не знаю, как в такой ситуации быть.
Я бы поступил так. В сценарии, в строке “МЕСТО И ВРЕМЯ” указал бы и “АНИМАЦИЯ”, а далее описывал бы сюжет и реплики, как в обычном сценарии. Всё равно это будет делать не тот же режиссёр, что снимает фильм. Главное, чтобы вам быстро поверили, что мульт (и именно мульт) здесь необходим. А если уж дойдёт до дела, то обсуждать этот вопрос с аниматорами, которые будут выполнять эту часть работы.
Вот. Повторяю, что говорю в качестве предположения.
Приблизительно так:
ГАРАЖ ЗЛОДЕЕВ. НОЧЬ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА.
ПУПСИК И ВАФЕЛЬКА.
Пупсик прячет свой револьвер. Довольная Вафелька медленно вытирает кровь.

Если вы начнёте детально описывать подробности, то только утомите тех, кто принимает решение о запуске фильма. Пока нужно убедить в том, что сцена необходима и в том, что сцена должна быть решена именно так.

Василий | 25 Февраль 2012 в 18:49

спасибо за статью.
У Тарантино еще есть оригинальный прием, сопровождать саспенс смешными бессодержательными диалогами типа как правильно жарить яичницу. Т.е. можно взять какую нибудь серьезную драматическую сцену, напр. киллер подкрадывается к жертве, и “глупым диалогом” придать ей необычный вкус. Вообще комбинирование это мощный инструмент творчества. Но наверное все же не главный…

Кот Шрёдингера | 25 Февраль 2012 в 19:54

Да, когда у героев труп в багажнике или они едут на опасное дело, то сцену можно тянуть и наполнять её “всякой ерундой”.

(Написал в ответ много слов, но удалил, – приёмы Тарантино отдельная тема, а я за неё вряд ли когда-нибудь возьмусь.)

Кот Шрёдингера | 20 Апрель 2011 в 13:31

Людмила, спасибо за первый комментарий:)
Про три сцены, которые хочется пересматривать, как раз собирался поговорить отдельно. Не уверен, что это всегда заслуга сценариста. То есть, мне кажется, что такие удачи бывают благодаря всем остальным (тем, кто на съёмочной площадке).

Офф-топ. Вот что за напасть, как у меня появляются собеседники, начинаю говорить каким-то картонным языком:(

Людмила | 20 Апрель 2011 в 10:03

Интереснейшая статья! Согласна с вами. На мой взгляд, если в фильме нет хотя бы трёх сцен, которые хочется пересматривать и которые надолго запоминаются, сценарист поработал плохо.

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.