Готовим сценарную заявку

Как оформляется сценарная заявка, вроде бы не секрет – внятная информация в Сети есть. В Сети давно есть и правила форматирования сценария, но всё равно периодически возникают недоразумения. Давайте ещё раз разберёмся с презентацией нашего воображаемого сценария и кое-что уточним.
Лирика
Начну с небольшого лирического отступления.
Первое. Речь пойдёт о заявке на так называемый горизонтальный мини-сериал (законченная история на 4-8-12-16 серий). Что касается заявок на полный метр, мыльную оперу (сага с бесконечным количеством серий) и вертикальный сериал, то кореллируйте сами (делайте сноску на то, что никто и никогда не видел, как оформляется презентация прокатного полнометражного фильма или сериала_плюспицот_серий).
Второе. Во времена, когда сценарий писался как киноповесть, существовала и заявка, которую делал не сценарист, а режиссёр. В те времена сериал назывался многосерийный художественный фильм, а гениев притесняли так, как сейчас – олигархов. Говорю вот к чему. Единый стандарт сценарной записи отечественным студиям навязало именно абстрактное сценарное сообщество, а не наоборот. Ещё в нулевые продюсеры фантазировали о том, как должен выглядеть сценарий, теперь же таких разговоров не возникает. И спасибо надо сказать тем сценаристам, которые. Когда-нибудь какая-нибудь гильдия сценаристов опубликует документ, включающий “официальное” описание заявки (а не только расценки для членов). Хотя, нет, не опубликует.
Третье. Есть два вида заявок. Первый вид – творческая и вся из себя креативная заявка “в свободной форме”. Если вы мастер таких заявок, то этот текст не для вас. Второй вид стремится к унисексу в униформе клише. Называйте это шаблоном, эталоном, ГОСТом, стереотипом, но запомните суть: заявка должна быть прочитана. Она должна быть понята и принята. При этом она обязана экономить драгоценное время нашего читателя. Никаких лирических отступлений, каждое слово на вес золота.
Четвёртое. Про оформление заявки писали сценаристы Александр Молчанов, Александр Волков, Ирина Кемарская, Илья Куликов. Продюсеры что-то рассказывали в видео-обращениях. Режиссёры намекали в интервью. Для чего ещё один пост – следующим пунктом.
Пятое. Заявка это – простите за цинизм – продающий текст. Многие начинающие сценаристы на вопрос “о чём сценарий/роман/книга” раздражённо отвечают, что “об икре”. Ни в коем случае не “для этого надо прочитать весь сценарий”, но “про то, как” крутое и лаконичное блабла. Вот мы и рассмотрим заявку под углом “продающий текст”.

А теперь посреди текста зафигачу резюме. Продающий текст не может продавать абстрактный автомобиль, автомобиль вообще. Речь должна идти о конкретной марке и модели (тогда можно и цену предположить). Это хоть и звучит пока абстрактно, но это важно. Как только у вашего предмета продажи появляются параметры, то вы уже начинаете понимать, что глупо предлагать соседу авто представительского класса, а продюсеру – убитую шестёрку (ну, если только ваш продюсер не промышляет запчастями по очень смешным ценам). И это важно. Первое, что мы запомним, это параметры, а второе, это клиент/заказчик/покупатель, к которому мы идём. Важно понимать, с чем мы идём и к кому мы идём. Это касается и массовых рассылок по адресам кинокомпаний или продюсерских центров. Две вещи мы зазубрили, теперь осталось запомнить третье: продающий текст должен соответствовать действительности. С одной стороны, любой имиджмейкер скажет, что “не обманешь – не продашь”, но с другой стороны, вам же и придётся расхлёбывать последствия обмана. Если заявляете, что ваша соковыжималка обладает функциями мясорубки, то вам же придётся это демонстрировать сцена за сценой (хотя, кто вас знает, ровно два раза в месяц мне присылают подобие заявки и спрашивают, сколько оно может стоить). Теперь пройдёмся по нашей заявке и посмотрим на возможные ошибки. Забудем про драматургию (которая по умолчанию уже присутствует в вашем гениальном тексте) и займёмся рутинным ремеслом копирайтера. До этого момента вы были сконцентрированы на двух проблемах – история (специально не называю её ни сюжетом, ни фабулой) и герой. История и герой это то, что вы продаёте и с помощью чего собираетесь получить проект, то есть, дальнейшую работу. И ещё раз повторю (просто запомните):
1. Заявка не может быть абстрактно-универсальной как платоновская идея. С абстрактной заявкой можно идти только к абстрактным продюсерам.
2. Продюсер ещё до вашего появления знает, что ищет. Избегайте тех, про кого говорят “ну, сам не знает, чего хочет”. В каждом случае вы должны знать, к кому идёте с предложением. Сейчас вы менеджер по продажам, так что не облажайтесь.
3. Заявка должна завлекать и соблазнять, но не должна обманывать. Если вы не способны исполнить некоторых вещей, то и не обещайте их.

Поехали. История и герой у нас типа есть, поэтому сосредоточимся на девайсах и тюнинге.

Имя Фамилия
“Мандельштам, паси собак” и “Набоков, пеки булки” говорить рано. Просто не забудьте указать свои данные. В припадке ложной скромности можете это сделать в конце текста. Ни в коем случае не указывайте три варианта творческих псевдонимов, знак зодиака или соционический психотип. Имя и фамилия. Точка.

Название проекта
Вроде бы ничего нового сейчас не сообщил, но с этого пункта всё и начинается. Начинается конкретика. Да, на сегодняшний день британские учёные зафиксировали триллион бессмысленных названий, да, уникальное название придумать невозможно, да, правильное название половина дела, да, можно скромно назвать заявку Заявкой, но это всё мимо. Сейчас вы оформляете шапку, которая должна принести прибыль. Так вот. Первое. Забейте в поиск “нейминг” и проштудируйте правила (займёт времени меньше, нежели чтение этой статьи). Второе. Бегло просмотрите обложки бульварных книг, от которых вы ещё вчера воротили нос (хотя, у кого-то есть врождённый дар на подобные заголовки). Третье. Выпишите названия праймовых сериалов, на которые вы ориентируетесь. Я сейчас не шучу. Вы должны понимать логику названий. Названия на НТВ и Первом канале отличаются. Эти отличия надо уметь видеть. Правильное название в себе содержит: жанр, обращение к ЦА, канал и даже эфирное время. Знаете об этом? Замечательно. Названий действительно около двух триллионов, но успешными они становятся благодаря всеобщим усилиям. Получится проект хорошим, то и про название скажут, что оно очень типа удачное. А будет проект провальным, так никто и не вспомнит, как он назывался. Ваше дело найти не что-то уникальное, а скорее наоборот – соответствующее ожиданиям/вкусам/потребностям канала. Сериал не снимается в надежде, что его покажут на арт-хаусном фестивале. Повторю: название отображает жанр. И, кстати, не грузите продюсера вариантами рабочих названий. Если сомневаетесь, выпишите названия в отдельный блокнот. Обсудите названия с теми, кому доверяете. Определились с окончательным вариантом? В любом случае, это обсуждаемо. Поехали дальше.
Как вы лодку назовете, так она и поплывет! © Капитан Врунгель, 1937 год.

Референсы
Если сомневаетесь, то ничего не указывайте. Девайс важный, но и без него всё должно работать. Указываю этот пункт по той причине, что он всё чаще требуется. Под референсами мы подразумеваем фильмы/сериалы, на которые ориентируемся. Осторожно, здесь можно накосячить. Никто не интересуется вашими творческими ориентирами. И перечислять шедевры никто не требует. Референсы с дальнейшей заявкой должны совпадать по жанру, идее, фишке. Указываете, что из Доктора Хауса вас интересует Хью Лори, а из Клиники атмосфера (ни в коем случае этот трюк не повторяйте, но в черновой заявке сделайте). Если указываете какие-то дорогие проекты, то уточните, что вас интересует только идея, а не навороченная постановка. Короче, хз, пока этот пункт не признан общеобязательным.

Жанр
Как сказано выше, название уже должно указывать на жанровую принадлежность. Мы-то с вами знаем, что из одного сюжета можно замутить и комедию, и мелодраму, и мистический детектив, только в данном случае двусмысленности лучше избежать. Первое. Определив жанр, вы должны ещё раз посмотреть на название, референсы, героев, историю и ответить себе, точно ли все описания соответствуют жанру. Вот если вы забудете этот пункт, то будет ли читателю ясно, что речь идёт о таком-то жанре? И второе. Указывая жанр, вы часть продюсеров и каналов для себя отметаете. Вот это и нужно держать в голове при подготовке заявки! За универсальную историю будут драться все каналы, но жанровая принадлежность должна быть внятной.

Сеттинг
Мне не доводилось указывать сеттинг. Перекочёвывает в заявки, подозреваю, из ситкомов, где обычно два-три места действия на всю историю. Указывать имеет смысл, если всё действие разворачивается на Марсе или в одиночной камере. Если всё как у всех, то не грузите. Сеттинг – при одном условии, а именно – место действия необычно и является неотъемлемой составляющей событий. Видел презентацию одной молодёжной драмы, в которой было скромно указано: место действия – горнолыжный курорт. В таком случае да, сеттинг имеет смысл указать, в остальных – нет.

Формат
По секрету скажу (только нигде не повторяйте), что этого вы знать не можете. Это на данном этапе ваше желание. Поэтому указывайте честно: горизонтальный сериал, столько-то серий. “Столько-то серий” предполагает наличие посерийного плана (о нём ниже говорить не буду, поэтому воткну здесь: в посерийном плане должны быть чётко видны события серий и все значимые сюжетные повороты). “Столько-то серий” это то, что вы можете – при удачном расположении звёзд – хорошо и в сроки исполнить. В идеале количество серий должно быть продиктовано самой историей, а ни чьей-то прихотью (увы, но промолчу). Хронометраж серии или всего сериала – держите до поры в уме, пусть цифры вызревают. Если говорить серьёзно, то а) не вам принимать решение по хронометражу, б) точное знание кому и что вы предлагаете, уже автоматически проставляет цифры. И в сотый раз повторю: вы должны представлять, к кому и с чем вы идёте. Если у вас заявка на убойный 8-ми серийный боевик по 42 минуты серия, то будьте уверены, что придётся цифры поправить на 16-ти серийную криминальную драму по 48 минут серия. И важно не грузить так, как сейчас грузит вас этот текст (продерётесь сквозь свою лень или усталость и будет вам счастье). Повторю стопицотпервый раз: вы пишете продающий текст, поэтому вы должны знать, что производит ваш будущий работодатель, на чём, на каком формате специализируется. Если история еле тянет на двухсерийку, а вы указываете иное, то есть вероятность, что она (история) уйдёт от вас.

ЦА
Не знаю, на каких каналах требуется этот пункт и что в нём указывать. Считается, что целевая аудитория НТВ это потребители пива в пластиковых баклажках, а целевая Первого канала это потребительницы йогуртов в пластиковых стаканчиках. До недавнего времени другого зрителя не существовало, но вот благодаря буржуйским каналам у нас появились подростки и молодёжь (если повезёт, то скоро пойдут и маленькие дети, для которых тоже потребуется определённый контент), а ТВ3 доказало, что ЦА может делиться на подгруппы. Длинно и невнятно? Ок, напишите о целевой аудитории коротко и однозначно, а мы с радостью перепостим и поставим на теме крест. Целевая аудитория автоматически задаётся названием и жанром. Всё, что мы для собственной безопасности можем указать, это “для семейного просмотра”. Или дать ограничение типа “18+”. Уверен, что этот пункт прилип от презентации сценария полнометражного фильма (да и то, приполз с каким-нибудь буржуйским проектом или неправильным переводом). Забейте. Ваша целевая аудитория это конкретные люди, чьих имён сейчас упоминать не будем. Вот они за вас и решат, ага. Но если точно знаете, что история рассчитана исключительно на негров преклонных лет, то обязательно сообщите об этом, ибо каждый пункт создан для того, чтобы Принимающий Решения быстро принял решение. Всё, что работает против вас, надо опускать. Спросят – ответите. А пока – в черновик.

Из всего, что было выше, нам важны три строчки: название, жанр, формат. Пока мы ещё толком ничего не сделали, но уже очень устали. Устали по той причине, что принимали судьбоносные решения. Устали из-за того, что заявка за две секунды левой пяткой не пишется. Да, устали, ибо слова приближаются к стандартам, принятым в ювелирном деле. Впереди у нас дофига места для самой заявки.

Тэглайн
Как только поймёте, что ваша заявка безукоризненна, так сразу же примите смертельную дозу водки. Если верить пропаганде, лучшие слоганы придумываются с жесточайшего бодуна. Это ложь, но в данном случае пох. Надо придумать аттрактивное высказывание в три-четыре слова. Или вслед за Есениным повеситься. Нет, вслед за Маяковским застрелиться – вот кто рулил рекламой. Тэглайн вписываем в заявку в хороший светлый день, а в состоянии безнадёги себя не изводим и этот пункт игнорируем. Никто не заметит, что у проекта нет слогана.
По существу. Выпишите тэглайны любимых фильмов. Классифицируйте их. Включите телевизор и настройте свой слух на рекламные анонсы. Тэглайн маякует о жанровой принадлежности, передаёт эмоцию (или, точнее, обещание эмоций), но сути не раскрывает. Тэглайн это вам не логлайн, ага.

Логлайн
Идите в жж Волкова и почитайте о логлайне. И не надо никому говорить, что у вас такой закрученный сюжет, что в нём сам чёрт ногу сломит. Сюжет закручен, но история проста. Изложением этой истории вы решаете свою судьбу и судьбу проекта. Про 25 и 50 слов в логлайне забудьте. У буржуйских продюсеров есть специально обученные мулатки, которые только и делают, что подсчитывают количество слов. в отечественном бизнесе мулатки приживаются плохо, поэтому никто ничего вам за вас считать не будет. Пишите столько слов, сколько нужно, а затем выкидывайте всё, кроме глаголов. Речь у нас о заявке в целом, поэтому с логлайнами дрочитесь сами. Могу сказать одно: не вводите в заблуждение. Логлайн должен давать представление о герое и самой истории. По одному только логлайну мы должны угадать жанр, название, место действия и характер героя. И всё это в одно предложение по классической схеме “эта история о Шрёдингере, который усадил любимого кота в короб с газом, но…” Обратите внимание, что если в логлайне речь о Шрёдингере, то в синопсисе вы не можете основное внимание уделять коту. Так вот. С этого момента вы смотрите на свою историю как на историю главного героя. Шапка закончилась, переходим к телу заявки.

Аннотация
Здесь начинается путаница с терминологией, но суть истории не меняется. Линейно (!) рассказываем сюжет. Линейно, в хронологическом порядке выстроенные события в советской драматургической школе назывались фабулой. Затем появились (прибавились и отпочковались) такие понятия, как концепция и синопсис. Короче, с нас внятная история без рекламных заманух типа “а это вы узнаете, если купите заявку”. На что обратить внимание? На проработку главного события, после которого рассказ нельзя бросить. Это событие должно включать так называемую точку невозврата. Выкиньте экспозицию и предысторию, начните с события, которое каждому захочется пересказать, переиграть, уточнить или дополнить. По этому первому событию читатель понимает, в каком ключе будет развиваться история (жанр) и на сколько потянет (формат). Отфильтруйте сюжетные повороты (предполагается, что у вас их в загашнике на каждую серию минимум по две штуки). Напишите однозначный финал. Финал может быть открытым (о финалах мы ещё не говорили, поэтому на всякий случай уточню, что “открытый финал” это драматургический термин, пошукайте если чё в Сети). Финал даёт понять, что история рассказывалась не зря. Хороший финал провоцирует выводы и разночтения, но вам этого (выводов) делать не следует. Событие, поворотные точки, финал. Вот и всё, что требуется. На что ещё обратить внимание? Да на то, что каждое слово связано с “жизнью” главного героя. Второстепенные линии опускаем. С героя история началась, героем и закончилась. В качестве подсказки держим в уме вопрос: какой у героя корыстный интерес к данному событию? Если событие может существовать без героя, а герой без события, то в этом тексте это не событие, а вода. Грамотный редактор быстро прочухает, что вы его забалтываете “интересными фактами из светской хроники”. Не нужно этого делать. В дальнейшем подобный трюк (если пройдёт) превратится в вашу собственную проблему.

Герои
Некоторым талантливым авантюристам кажется, что персонажей можно штамповать как пирожки. Наверно можно, когда проект запущен (а по сильно запущенным проектам видно, что используются поточные технологии, но сейчас штамповку допускать нельзя, только ручная работа). Прежде всего нас интересует только главный герой. В идеале он должен раскрыться в предыдущем пункте, то есть, в самой истории. Давайте обсудим, что нам указывать необходимо, а что можно/нужно опустить.
Мастера Сценарной Заявки (далее МСЗ) советуют описать арку или дугу героя, нагрузить его важными недостатками, накрутить “психологии” в виде “отношения героя с персонажами, персонажей с героями” и получится “как в жизни”. МСЗ к этому относятся серьёзно, но не говорят, почему. Так вот. Арка героя должна быть видна из логлайна и/или синопсиса. Не надо повторять(ся). Недостатки. Это в какой-то степени важно, но я забыл бы о самих понятиях недостатки/достоинства. Вы пишете портрет, он должен быть скупой и объёмный. По сути нас интересует только главный герой. Главный герой либо продаст вашу историю, либо потребует полной переработки. Не уверены, не обгоняйте. Расскажите о вашем герое детям, которые не имеют доступа к продюсерам. Дети поняли и детям понравилось? Дети не сказали, что такое уже тыщу раз было? Тогда вы на правильном пути. Затем нам важны враг героя (антагонист) и помощник героя (забыл умное слово). Из правильного описания этой троицы сразу же возникнут их отношения. Не надо повторять то, что очевидно. Описания отношений прилипли от заявок на вертикалки, где у нового сценариста нет времени на просмотр ста предыдущих сезонов. Он получает в подмогу арки и отношения. Не будем этого делать и не будем стремиться к тому, что “в жизни так бывает”. В жизни не бывает ни доктора Хауса, ни доктора Лайтмана, ни доктора Лектора. Так вот. На первоначальном этапе не ломайте себе голову арками и не морочьте других. Не нагружайте героя “очаровательными” недостатками, а найдите ахиллесову пяту героя. Недостаток должен работать не на оживляж, а на саму историю. Если истории недостаток не нужен, то забейте. И забейте на толпу второстепенных персонажей. И на их реалистичные отношения в духе новой драмы европейского театра начала двадцатого века. И так много хни не позволяйте, вы не в личном блоге фигачите намётки к кинороману. Уяснили? Повторим. Только тот хромой чёрт, пожирающий викодин, и только та тёлка, которую он хочет трахнуть. Всё остальное отсекаем. Герои с их бурной интимной жизнью и прочими подробностями не должны отвлекать от главного – от главного героя и его истории. Запомните простые правила: нет героя – нет истории, нет конфликта – нет истории и героя, нет финала – значит где-то ошибка, вы не вполне понимаете, о чём и для чего весь этот бессмысленный трэш. И не надо мне говорить, что я редко пишу. Зато видишь, мой юный друг, как много букв в твою творческую копилку. А жизнь сцуко коротка и объективно бестолкова. Так что давай подведём итоги.

Можно забить на всё и написать креативную заявку. Тогда вы априори лучше знаете, как это делается. Вы талантливы и у вас всё получится. А если с первого раза не получится, то не беда. Представьте, что на стол продюсера заявки лезут изо всех щелей. И у него нет времени на “креативы”. Он смотрит на распечатку и за секунду понимает, что вы за гусь такой. Да-да, уже по внешнему виду заявки можно кое-что рассказать о вашем прошлом. Так что давайте обсудим бэк-стори.

Другое
МСЗ предлагают добавить в заявку ещё несколько пунктов.  Не надо, ничего “другое” не добавляйте, ваша сценарная заявка идеальна.
Краткие сведения об авторе. Ваши краткие сведения это емэйл и телефон. Номер подбирайте по фен-шуй, но мыло на ебанат.ком не заводите.
Оригинальность. Она уже видна из логлайна, истории и героя, всё остальное подпорки.
Атмосфера. Это прилипло либо из режиссёрской экспликации, либо из продюсерской презентации. Атмосфера у нас – между букв – указана в графе “жанр”.
Бюджет. Даже если вы супер-пупер экономист, то всё равно не позорьте себя. Кстати, и на форумах не понимаю ремарок “бюджет средний, бюджет чуть ниже среднего”. Всё, что мы можем указать (если, например, хотим подчеркнуть эконом-класс проекта) , это количество действующих лиц (например, не более трёх персонажей на сезон) и основные локации (85% действия происходит в прихожей).
Так. Чёта дохера получается, прервёмся, сделаем гимнастику для глаз и подумаем о чём-нибудь простом и важном, например, о чашечке кофе.

UPD:

О том, как работать с героем, а точнее, как описывать главного героя в сценарной заявке, читаем здесь. Как заявка помогает в работе над сценарием – здесь.

А здесь моя фильмография. Всем хорошего дня.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / МОЯ ПРОЗА / / СДЕЛАТЬ ДЕНЬ


48 комментариев для "Готовим сценарную заявку"

Кот Шрёдингера | 16 Январь 2024 в 11:15

Трёхчасовой разбор сценарных заявок от сценариста и редактора Алексея Юрьева (ютуб-канал “Юрьев день”). В прямом эфире зачитываются и обсуждаются сценарные заявки. В лаборатории принимает участие сценарный аналитик Мария Де Риттер.
Когда-то читал лекцию о написании сценарной заявки. Мне трёх часов не хватило. Говорю к тому, что заявка (есть ли у вас готовый сценарий, нет ли) в нашем деле является одним из важнейших документов.

Саша | 26 Декабрь 2023 в 12:34

Потихоньку осваиваю ваш блог. Что-то знаю с семинаров и когда есть возможность посещаю всякие мастер-классы. Так что в теме – извините за критику. Мне кажется, что ваша статья (очень хорошая и подробная) немного устарела. Во-первых много букв (как и у меня), а во-вторых сейчас требуют меньше и быстрее. Герой – в чем его уникальность, особенность, фишка. Мир, в котором герой действует. Тоже самое – что за мир? Одного продюсера интересует много локаций, а другого наоборот – чем меньше, тем лучше. И продюсер хочет сразу понимать – много его ждет персонажей и перемещений или все укладывается в одну квартиру (шучу, но вы поняли). Так что заявка должна отвечать на три вопроса: что за герой, где и когда происходит действие, дорого ли это будет по съемкам. Все. Логлайн плюс небольшой комментарий от автора. Вот и вся заявка. А остальное уже при встрече можно обсудить или в синопсе раскрыть. И не благодарите!

Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.