Руки, ноги, голова

Было в заготовке название “Герой, персонаж и человек”, но в последний момент сменил на более прикольное. Ошибка это или нет, сегодня обсуждать не будем, только вы всё равно подумайте и ответьте для себя на вопрос: что важнее – точность или привлекательность? Да, а мы поговорим о том разделе заявки, который посвящён главным героям (так называемым ГГ).

Очень хочется к НГ раздать все свои внутренние долги, и заготовки перевести в статус “опубликовано”. Хрена там. Никаких статусов, всё в голове. Поехали.

В сценарной заявке нам надо описать героя (которого мы себе типа вообразили и которого якобы полюбили). И вот из всего хлама, что скопился у нас в голове, надо отобрать по герою самое важное. Сказать в учебном материале “самое важное” это ничего не сказать, поэтому и возвращаюсь к пункту “Герой“. Давайте попробуем составить описание героя на примере всеми любимого доктора Хауса.

Что первое приходит на ум? Хохмач и приколист. Так ли это на самом деле, сейчас разбирать не будем (хотя, нет, давайте разберём: шутит ли Хаус или всегда серьёзен? попадает в двусмысленные ситуации по “своей воле” или вине сценаристов? так вот, с уверенностью мы можем сказать, что шутит Андрей Евгеньевич Быков в исполнении Ивана Охлобыстина, а Хаус занимается делом), давайте лучше разберём, что в этой характеристике нового или уникального. А ничего. В кино сплошь и рядом приколисты и хохмачи. Ещё больше шутников и балагуров в самих сценарных заявках. Так что пока не торопимся записывать.

Что ещё? С сомнением: хромает, потребляет викодин. И чё? Интересно? Безумно интересно, но об этом позже.

Врач-диагност и мизантроп. Подходим к самому важному: диагност и мизантроп.

Мы уже обсуждали, что врачи, менты и бандиты хороши тем, что зрителю долго объяснять не надо, кто перед ним на экране. Род занятий совпадает с внутренней сущностью: сними с него белый халат, положи в ванну, а мы всё равно догадаемся, что ТАК моют руки только врачи и убийцы. Замечательно. Это нам самое то. Врачей много, а гениальных инфекционистов мало. Только мы сузили профессию до специализации, сразу увидели поле для сюжетов. Можно бежать к продюсерам и утверждать, что врачей-ассенизаторов в кино ещё не было (важно, чтобы такие были в жизни и были интуитивно понятны большинству).

Врача утвердили, но этого мало. Некисло сделать его человеконенавистником. Ставит диагнозы, а сам думает: ну, всё равно вы все умрёте, а я останусь (ибо я совсем не Хаус, а вечный Шерлок, но об этом ниже). Вот вам и поле для комических эффектов и многочисленных гэгов. И не надо уточнять, что он до кучи хохмач, оставим эту характеристику для комедий. Достаточно: диагност, мизантроп. Пойдём дальше.

Теперь нам нужен внешний портрет. Красивый, толстый, высокий, это в данном случае ни о чём. Работает описание на сюжет? Нет. Надо ли искать актёра, подходящего под такое описание? Нет. Забудьте. Нужны черты для моментального узнавания. Вот теперь появляются трость и викодин. Что это? Конечно же: трубка и опиум Шерлока Холмса. Перед нами классический детектив, загримированный под производственную мелодраму:)

В сказках хромые и слепые (особенно одноглазые) являются предвестниками потустороннего мира. Можно ли утверждать, что врачи соприкасаются с потусторонним миром? Да. Так что хромота Хауса не просто трубка, не просто атрибут, гаджет или девайс (гаджет, но с глубоким смыслом). В двадцатом веке символисты разработали свою теорию. Если ей верить, то шрамы и увечья говорят нам о внутренней травме или, выражаясь пафосно, о душевной ране. Да! Хаус так безнадёжно влюблён в свою мулатку, – разве это не травма? Клоню к тому, что викодином он глушит не боль в коленке, а свою похоть высокую страсть.

Уверен, что если бы сдавали заявку вменяемым продюсерам, то обошлись бы четырьмя характеристиками героя (двумя внутренними и двумя внешними): диагност-инфекционист, мизантроп, хромоногий торчок. С главным героем покончено. Жанр у нас в заявке идёт отдельной строкой, поэтому про комедию сейчас не говорим.

Давайте лучше обсудим то, что не попало в краткую характеристику, но является важным. Так вот. Самым важным для нас является попадание в зрителя (в так называемое зрительское ожидание). С этого момента я ничего не утверждаю, а только предполагаю. Вся работа Хауса происходит в его мозгу (в этом он полностью совпадает с Холмсом). Да почти вся работа современного городского человека происходит в его голове. Или – шире: вся душевная деятельность внутри. Интровертная такая жизнь. И в Хаусе этой неуловимой категории – душевной деятельности – нашли визуальное воплощение. Так-то. И, не смотря на душевный надлом, Хаус олицетворяет ещё цельного человека (учтите, сам человеком ни разу не являясь).

Что я хочу сказать последним курсивом? Сейчас. Раз уж рука поднялась на самое дорогое, что у вас есть, приведу для примера ещё двух культовых героев – учителя химии Уолтера из Всех тяжких и очаровашку Декстера из Декстера.

Ранее я писал о социальной шизофрении, нашедшей отражение в уси-пуси рейтинговых сериалах. И Уолтер, и Декстер расколоты надвое – на тёмную и терпимую стороны. Терпимая сторона это наша офисная планктонистость, а типа тёмная сторона – наша тяга к разрушению. Сейчас некоторых расстрою: нет тяги к разрушению, есть желание крутости. И Уолтер, и Декстер это человеки-пауки для взрослых. Именно их паукообразная сущность и попадает в наше зрительское ожидание. По ним будут изучать нашу с вами психологию. И – вернёмся – на их фоне Хаус вполне себе целен и даже старомоден. На сегодня достаточно, скажу пару слов про отвергнутый мной заголовок статьи.

Как отвратительно говорить про живых людей “забавный персонаж” “интересный экземпляр”, так и наших героев нельзя считать людьми (именовать человеками). Для сценаристов это непростительная ошибка. Забудьте про человечество с его продуктами жизнедеятельности. Вы оперируете идеями и образами. Только герои, только персонажи, только – да простят меня сценаристы в юбках – функции.

К сожалению (а может и к радости), от себя сейчас не завишу и свободным временем практически не распоряжаюсь. Если получится, нафигачу до Нового года ещё опусов. Помню-помню, что Умберто Эко говорил, что календарное время и даты это фикция, что в природе никакого времени не существует, но он просто не жил в России. Ему бы нашу зиму, он бы быстро понял, что пьянь и новогодние праздники совсем не фикция, а явление той же объективной природы.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / МОЯ ПРОЗА / / СДЕЛАТЬ ДЕНЬ


Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.