Экзотерические ступени алкоголизма
На вечеринке, посвящённой закрытию ММКФ, наблюдал, как журналисты переливали спонсорскую водку из рюмок в пластиковые бутылки из-под газировки, и решил провести викторину.
Сегодня мы поговорим о так называемой “школе пьяного“. Обучение в ней делится на четыре ступени, каждой из которых мы уделим сегодня немного внимания, а затем попытаемся ответить на один каверзный вопрос.
Ступень первая. Алкоголизм ритуальный.
Ритуальный алкоголизм по природе своей застенчив, щепетилен и нередко брезглив. Любит шифроваться, но выдаёт себя серьёзным отношением к выбору напитков, месту и времени распития, внешнему антуражу (сервировка стола, жесты и слова на этой ступени имеют важное значение). Через эту стадию проходят практически все, начиная с житомирского детдомовца и заканчивая потомственным аристократом. Ритуальный алкоголизм может быть национальным, народным и даже религиозным. Пятничный, генеральский, корпоративный – это всё незначительные разновидности ритуального алкоголизма, но хватит об этом. Если вы внимательно изучаете этикетку и прикидываете, с кем рядом сесть за праздничный стол, значит до второй ступени вам ещё далеко.
Ступень вторая. Алкоголизм магический.
На этой ступени происходит посвящение в маги и начинается алкоголический трип. У алкоголика открывается пьяный внутренний глаз, с помощью которого он видит места, где намечается пьянка. Вместе с этим органом у мага появляется сила (нужная для передвижения в пространстве), которая всегда приводит его в нужное место и в нужное время. Чем сильнее маг, тем меньше ему требуется денег для существования. Очень сильные маги могут жить без работы, без денег, без семьи и без дома. Хотя, дом магу требуется по привычке, в доме он – будто медали – хранит артефакты первой ступени: бутылки странной формы и этикетки (их обычно наклеивают на кафель) от дорогих напитков. Самые сильные маги отказываются от передвижения (закрывают свой внутренний глаз), ложатся на кровать и открывают рот. Теперь алкоголь сам, словно диканьковские галушки, наполняет чрево, плоть и кровь мага. Изредка он встаёт по малой нужде и для того, чтобы открыть дверь наиболее продвинутым ритуальным алкоголикам. Обучение продолжается, маг переходит на вожделенную вампирическую ступень.
Ступень третья. Алкоголизм вампирический.
Здесь раскрывается истинная, чёрная сущность алкоголизма. Маг набирает учеников, указывает на ошибки ритуального танца, показывает культовые места камланий и демонстрирует свои чудеса (умение сканировать пространство на предмет где и чего пьют). В обмен он отбирает жизненную силу ритуальных алкоголиков (она вернётся к ним на следующей ступени) и ставит на место зарывающихся магов (так называемые статусные игры, присущие любому профессиональному сообществу). Вампиры редко пересекаются, но там, где они встретились, обычно завязывается драка, логическим завершением которой являются однополое сношение и беспамятство. Повторяющиеся провалы в памяти сигнализируют о переходе на последнюю ступень. Гусеница превращается в бабочку.
Ступень четвёртая. Алкоголизм упырический.
Это последняя и самая трагическая ступень алко-треша. Бессмертный вампир повержен, вдоль будничного поребрика бредёт упырь. Ему с прибором покласть на ритуал, на магию, на чужую силу. Он скоро устанет и присядет на бордюр и будет сидеть до тех пор, пока не станет добычей некромантов.
Вот эти четыре ступени нам придётся удержать в голове, дабы ответить на вопрос, что прозвучит позже. А пока разберёмся, зачем вся эта хня нужна сценаристу.
Я бы вообще не писал этот пост, если бы не наткнулся на одно наблюдение Леонида Каганова о пьянках в кино. В европейском кино алкоголизм показывают как семейную проблему, в американском как чуть ли не трагедию, в нашем – как забавное национальное развлечение и необходимость, вызванную объективными обстоятельствами. (От себя добавлю, что в азиатском кино выпивкой подчёркивают необычность и уникальность героя, исключение – Япония, – там генетически не страдают алкоголизмом, поэтому пьют по-русски много и поголовно все.) У некоторых моих знакомых складывается впечатление, что алкоголизм на телеэкране пропагандируется сознательно, с целью растоптать нацию и развалить государство. Это, разумеется, так, но думаю, что проблема ещё и в том, что сцены пьянок пишут сценаристы первой ступени.
Не согласен с утверждением, что нужно писать только о том, что хорошо знаешь, но в данном контексте это утверждение обязательно для всех, кто связан с кино или телевидением (начиная с драматургов, заканчивая режиссёрами и актёрами).
Господа сценаристы, если вы знаете в какую тару какое бухло разливать, это ещё не повод щеголять своим дипломом первой степени. Нашу публику не зацепишь тостами ни к селу, ни к городу. Требуется магия. И сейчас я научу вас, как проверить, нет ли в сцене досадных ляпов. Замените спиртное на чистую воду. Опоите своих персонажей этой водой и перечитайте сцену. Что получилось? Глупость и несуразица? Выкидывайте. Ещё раз налейте воды и переиграйте ситуацию. Интересно? Значит, вы на верном пути. Кстати, скажу по секрету: сцены с глупыми пьянками соотносятся со зрителем так же, как вампирические алкаши с неофитами, то есть, они высасывают энергию и провоцируют выпить. Не надо, не злоупотребляйте этим умением. А теперь викторина.
В самом начале я рассказал, как гламурные халявщики освобождают баклажки от воды и наполняют их водкой. Теперь ответьте на вопрос: на какой иерархической ступени алкоголизма они находятся? Если не забуду, опубликую один из правильных ответов через неделю. Говорить в комментах о том, что на кинофестивале автор ничего более не увидел, не надо. Тем же, кто в заголовке узрел ошибку, на всякий случай даю наводку на авторитетный источник.
P. S.
Сегодня и на старые комментарии отвечу, и на письма. И впечатлениями от фестиваля возможно поделюсь, и новые серьёзные посты о сценарном мастерстве обязательно будут. Иногда необходимо от текущих проблем отвлекаться, не так ли?
P.P.S. UPD от 20 октября 2011. Осторожно, присутствует ненормативная лексика (моё дело предупредить):
Видео без названия. Режиссёр Дмитрий Майоров.
Спасибо. Прочитал с интересом. Блог в избранное занес=)