Сценарное мастерство – что это?

Предыдущий пост о наборе в сценарную мастерскую спровоцировал диалог о том, что в нашем ремесле есть только две вещи – талант и графомания. Остальное – производные от них, микс таланта и графомании. Что ж, обсудим.

Речь в беседе шла о том, что таланту правила не нужны, а графоману они не помогут. Ой ли?

Поехали.

На первоначальном этапе общения с миром (независимо от того, написан сценарий или только задумывается) нам необходимо сформулировать идею будущего фильма (если фильм снят, то эту задачу можно переложить на плечи киноведов, но не будем отвлекаться). Если вы пишите в стол, то можно себя обмануть и на идею временно забить. Если вы собираете команду, которая полностью доверяет вам и понимает вас без слов, то и в этом случае формулировка не требуется. Если же вы со своим шедевром “пришли с улицы”, то придётся принять правила игры. Уже на уровне идеи будет понятно, что у вас в голове – сплошной ли арт-хаус, или набирающее популярность фестивальное кино, или фильм фильм для самого широкого проката, а может быть и телемуви. Уже на уровне идеи понятно, к каким продюсерам или производящим компаниям имеет смысл стучаться. К драматургии это имеет очень опосредованное отношение, скорее это из области маркетинга, но по правильно изложенной (не говорю, хорошей или плохой, речь только о формулировании) идее можно даже бюджет прикинуть. Вы это должны хотя бы понимать. Повторю: даже если сценарий написан, разговор начнётся с идеи, которую не будем путать с темой :)

Идея сформулирована мастерски, но каждому известно, что её можно изложить тысячью способов. И нам из этой тысячи надо выбрать наиболее оптимальный и короткий вариант. Когда вы выходите из кинозала, встречаете приятеля, который спрашивает, почему вы ходили смотреть этот фуфел, вы интуитивно включаете драматурга и кратко пересказываете сюжет. Этим мастерством обладает всякий интересный рассказчик. В итоге ваш приятель следом идёт в кинозал (иногда бывает так, что вы фильм только ругали, но делали это так увлекательно, что заинтриговали).

Есть не только идея, но и краткий синопсис. Супер. Только вот те, кто в кино вкладываются, не раз обжигались на таких вот обаятельных болтунах, поэтому нас ждёт следующий этап, внешне напоминающий повторение пройденного. Да, допустим, что ваша история заинтересовала.

Теперь посмотрим, хватит ли у вас дыхания, и расскажем эту же историю, но со всеми подробностями. Напишем тритмент. В нём уже идея уйдёт на второй план, а действие обрастёт драматургическими деталями. Здесь, возможно, станет понятно, история равна себе или перед нами нечто большее, чем просто история (конечно же, бывают такие истории, в которых как раз сама история не главное, бывают истории, в которых история лишь повод для чего-то другого, но об этом как раз вся статья). В тритменте мы раскроем весь свой драматургический арсенал: вот экспозиция, вот завязка, вот начался второй акт, вот в третьем кульминация, а вот финал. Ну да, всё вроде бы по учебнику, но и это сейчас большое достижение. Славно, очень славно. Считайте, что у вас в кармане повесть, которую в случае провала можно опубликовать в журнале. Много у вас таких повестей? А опубликованные есть? Ну, да, мы же хотим заниматься кино, а литературу оставим неграм. Так вот. Мы уже подбираемся к сценарию. Только вот… надо писать поэпизодный план.

Поэпизодник. Излагаем сцену за сценой. Вот даже так бывает: историю рассказали увлекательно, а при написании поэпизодника начались траблы. Здесь, во-первых, проявляется наше монтажное мышление. Во-вторых, литературный документ начинает превращаться в техническую схему. И это не случайно. Нам сто раз говорили, что кино это искусство коллективное. И если вы проектируете корабль или виниловый проигрыватель, то коллектив сразу увидит: воздушный корабль у вас или радиола (другое дело, что вокруг много сценаристов, но мало специалистов, умеющих читать сценарии; поверьте, что те, кто читают поэпизодные планы, видят больше, чем кажется). И вот ещё важный момент. Сами сцены мы ещё писать не начали, мы только описываем суть сцен. Самое время достать нашу заявку, посмотреть на сформулированную нами же идею и проверить каждую сцену под ракурсом первоначальной идеи. Ведь в творческом порыве нас могло занести слишком далеко. Важно, чтобы каждая сцена работала на идею. Если не работает, то либо сцену выкидываем (а значит, ломаем тритмент), либо переписываем. Обратите внимание: мы находимся в поэпизодном плане, мы не имеем права погружаться в подробности каждой сцены, нам нужна только суть. Справились с поэпизодником? Молодцы. Теперь переходим к написанию своего шедевра.

Ранее говорил, что сцена решает всё. Нам надо каждую сцену написать так, чтобы а) она была интересна сама по себе, б) нам было интересно, а что же будет дальше. Вот здесь и начинается работа драматурга. Вся графомания осталась на предыдущих этапах. Нам нужны живые диалоги, точные ремарки и драматургические детали. И если сцена структурно является отражением всей истории, то сцену приходится делать незавершённой, иначе на ней всё и закончится. У каждой сцены – как и у всего сценария – есть начало и развитие, есть как минимум двухактная структура. И, возможно, есть детали, которые сработают только в следующих сценах. Их нельзя раскидывать щедро (такую щедрость оставим режиссёрам), всё должно лежать на своих местах. И мы должны удерживать равновесие между репликами и ремарками. Если нам лучше удаётся что-то одно, то с драматургией проблемы, и наш путь в проекты, где сценаристы сидят друг у друга на шее. Как-то так. Вот мы сделали произведение, в котором все сцены одинаково хороши. В техническом отношении перед нами профессиональный сценарий. Если это наш первый самый замечательный сценарий, то ошибкой может оказаться то, что он ровный. И это хорошо, и это хорошо, и это хорошо. Всё одинаково хорошо, что даже скучно становится. А должно быть приблизительно так: нормально, хорошо, замечательно, круто, этого не может быть! Вот и вся схема. Она применима даже к мелодрамам.

Вот. Теперь вы кое-что знаете о сценарном мастерстве. Многое решается пятой точкой, то есть усидчивостью, которой многим из нас не хватает. На сегодня всё.

Спонсор месяца: Аноним.


1 комментарий для "Сценарное мастерство – что это?"

CJbype | 24 Март 2016 в 18:41

По окончании курса обучения студент получает диплом о дополнительном профессиональном образовании по специальности Сценарное мастерство . Выпускник обладает конкурентоспособным портфолио, которое позволит успешно стартовать в профессии и стать действующим сценаристом.

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.