Часовые механизмы наших бомб

Воскресенье, а кина не будет. Вот такой облом. Так что давайте напряжём память и вспомним, как устроены часы.

Обещаю, что грузить не буду. Вообще, никогда, ни разу. Мозг может отдыхать. Скажу пару слов о деталях, а затем попрошу вас вспомнить фильмы и сериалы, в которых присутствуют часы.

Так вот. Обещанное о деталях. Просто и доступно.

Если вы указываете, что на его руках перстни с крупной бирюзой, то это ещё не деталь. Не-не, конечно же, это отличная изобразительная и психологическая деталь, но ещё не драматургия. Для изобразительных деталей есть специально обученные люди – художники (а они очень ревнивы), а для всяческого психологизма – актёрская игра. Если перстни с бирюзой можно выкинуть, то значит дело не в магических свойствах камней и вообще не в бижутерии. (Оговорюсь, но оговоркой не соблазняйтесь: иногда такие указания являются хорошей подсказкой к строению всей сцены, но это пока не про нас.)

Когда пальцы в перстнях обнаружат в канаве, когда детектив начнёт театрально шевелить бровями, вот тогда мы начнём говорить, что автор нашёл интересную драматургическую деталь. Деталями нельзя разбрасываться (сто раз напоминать, что вот блин пальцы, которые скоро отрубят, ну блин вы это увидите в сорок седьмой серии, поэтому запомните), но и небрежное отношение к ним не прощается (ну, зритель не идиот, вспомнит же, что в прошлом сезоне эти перстни носили вон те загадочные пальцы, а если он идиот, то детектив перескажет анонсы прошлых серий, а мудрый режиссёр воткнёт показательный флешбэк). Помним о зрительском восприятии.

На второй раз (при втором появлении детали) возникает запоминание. Раз вы в метро второй раз видите это лицо, то наверно это важно.
А на третий раз происходит узнавание. Ааа, ну да, мы же сталкивались уже дважды, ну как же!

Увы, на четвёртый и последующий разы мы придём к логическому объяснению, что спускаемся в метро в одно и то же время. Никакой мистики. Живём на одной станции, на работу торопимся к определённому часу. Такая же засада и с тем загадочным перстнем: если он из детали превращается в предмет туалета, то он и являлся изначально предметом туалета, и нефиг мозги пудрить, мол, бирюза, природная, крупная. Ещё до третьего появления перстня на экране надо рубить пальцы. Тогда деталь начинает работать (фигурировать в деле, обрастать подробностями и легендой, перемещаться из сейфа в карман и тэ дэ).

У таких деталей, как и у персонажей, должна быть своя история. И это касается всего, что вы указываете в ремарке. Десятки людей напрягают мозг, когда видят в описании перстни, фотографии или наручники из секс-шопа.

Вас чем-то напрягло присутствие наручников? Мда, вроде бы упоминание секс-шопа не из этой оперы. А почему бы и нет? Почему бы нам не обсудить сейчас игрушки для взрослых? В том-то и беда, что порой детали выглядят в истории как эти самые игрушки. То есть, неуместно. На днях шерстил интернет на предмет покупки перстня, и выяснил, что природная бирюза порой идёт по цене бриллианта (и считается, кстати, драгоценным камнем высшей категории). А вы говорите “бедный художник, побирается, ни то что на краски, на еду не хватает”. Ааа, перстень от дедушки достался, наследство, так сказать, которое не подлежит продаже. А что если в ломбард?

Вот именно. И у самых бытовых деталей должна быть своя бытовая логика. У меня в квартире никаких фото по стенам не развешано (зато у сестры – все этапы семейной истории), и меня напрягает, когда с комода спрыгивает семейная фотография и красиво так разбивается. Всё зашибись, стекло треснуло, но не рассыпалось, красиво, да, но отнеситесь серьёзно к вопросам “что здесь делает комод, и по каким причинам на нём это фото”. Подобные детали обязывают. Ну да ладно, кто понял, тот понял, давайте от фото перейдём к обещанным часам.

Раз сказал, что мучить не буду, значит не буду. По воскресеньям у нас кино, вино и домино.

Все мы помним спрятанные в заднице часы из “Криминального чтива”. Трогательная такая история. Она нам и рассказывается, и показывается. Часы там являются драматургической деталью, круто влияющей на сюжет.

Далее часы перекочёвывают в “Кризис среднего возраста” Гарика Сукачёва. Там часы не являются деталью в нашем сценарном понимании, но зато представляют микро-историю, встроенную в повествование.

А сейчас я досматриваю сериал “Гримм”, он-то и сподвиг меня к написанию поста. В восьмой серии первого сезона вновь показываются часы из “Кризиса среднего возраста”, но там уже механизм залит клеем.

Увы, нам нужна помощь киноведов. Киноведы рассказали бы нам, когда и где возникла история с часами. А социологи с психоаналитиками разжевали бы суть этого образа. Вот который день сижу и думаю, а не являются ли часы визитной карточкой сценариста? Ну, не сами часы, а та история, которая к часам прилагается? Ранее мы говорили, что сценарист проговаривается в эпизодических сценах, а сейчас мы начинаем подозревать, что он полностью раскрывается именно в историях с часами:) К чему клоню? Да ни к чему, просто фантазии. Пока не приведёте киноведа с двумя социологами кино, мы тему прикроем.

Часы как указатель времени суток.

Как и семейные фото под стеклом, так и цифры и стрелки часов плохо работают. Не все обращают внимание на то время, которое указывается на экранных циферблатах (что электронных, что механических). А в сериалах так вообще из-за редакторских правок наступает какой-то временной коллапс, времена суток смешиваются, и часы начинают показывать какое-то абстрактное время. Говорю к тому, что либо всю историю планируйте по нашим реальным линейным часам, либо обозначайте время какими-то другими способами. Про сценарные бомбы на сегодня, пожалуй, хватит.

Моя сокурсница писала диссертацию на тему “Образ далматина и других пятнистых собак в чёрно-белом кино”. Вот подумываю, не написать ли мне труд о часовых механизмах в мелодраматических сериалах?

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / МОЯ ПРОЗА / / СДЕЛАТЬ ДЕНЬ


20 комментариев для "Часовые механизмы наших бомб"

Дмитрий | 22 Март 2012 в 11:02

Жизнь на Марсе не смотрел, честно. Для меня вообще сериале, скорее, редкость, чем правило. В смысле, смотреть.

Кстати, по Шэрлоку. Там очень круто снят сам по себе, и актерская игра тянет. Один Кимбербатч пол фильма. А вот что касается именно сценария – да – таки, первый куда круче. Ну и 2-1 серия тоже в цвет.

Кот Шрёдингера | 22 Март 2012 в 11:23

Первую серию любопытно сравнить с нулевой. На предмет того, как заморочились и доброю половину пересняли, а вторую перемонтировали.
А Жизнь на Марсе гляньте (американской версии, которая типа круче, не видел, смотрел британскую), должно покатить:)

Дмитрий | 21 Март 2012 в 19:10

Для меня шоком, настоящим открытием стал недавний британский “Шэрлок”. И формат необычный, и хронометраж, и все – очень, нереально круто.

Кот Шрёдингера | 22 Март 2012 в 10:02

Да, первый Шерлок особенно хорош (из-за него мне совсем не пошёл Шерлок Гая Ричи), но заметь, что дальше размыливать начали.
Раз уж пошёл обмен сериалами, хочу спросить про “Жизнь на Марсе” (и продолжение “Прах к праху”). У меня именно этот сериал вызвал зависть. Сейчас попытаюсь объяснить. “Шерлок” как бы обречён на успех, найдено адекватное решение для перенесения в современность, дальше можно отдавать сериал сценарной группе и двигаться по накатанной. А вот “Жизнь на Марсе” от начала до конца непредсказуем, непредсказуем даже неопределённостью жанра. Детектив, мистика, фантастика, производственная тема, философское эссе??? Подобие Шерлока и наши продюсеры с радостью примут, а вот аналог Жизни на Марсе ещё сто лет будет ждать своего часа. Хотя уверен, что у нас есть сценаристы, способные и готовые написать что-то подобное.

Кот Шрёдингера | 21 Март 2012 в 13:36

Да, полностью согласен. И вся магия продажного сериала раскрывается в первых 15 минутах (утрирую, разумеется), а дальше ты либо погружаешься в уютный мир, либо не смотришь. Кстати, отметил для себя, что большинство сериалов это жвачка для ушей, а не для глаз. С какого-то момента можно смотреть только тогда, когда молчат. И раз уж мы взялись за сравнения, то скажу об исключениях, которые нашёл. Скандинавские сериалы пытаются ориентироваться на большое кино. У британцев интересно следить за актёрской игрой (до какого-то момента). С Твин Пикс всё ясно, но вот многими пропущен американский “Карнавал”, – в нём эта самая киношная магия раскрывается постепенно и работает до самого финала.

Дмитрий | 15 Март 2012 в 18:22

Я бы не сказал… Фильм – это волшебство, это настоящая магия – но таких мало, очень мало. Ради него зрители идут в кинотеатр, а мы – имея в голове совершенный, идеальный образ, стараемся придумать или написать что-то поистине великое.

Сериал же – чистая, кристаллизованная коммерция. Профи пишут, профи снимают.

Сам открыл для себя их лет пять назад, интернет жеж, но – кожей чуешь – история, растянутая на 8, 12, 40… серий – это растянутая история, чтобы я сидел – и смотрел ее каждый вечер. Красиво, заманчиво, весело – но это не магия, это – продажи.

Дмитрий | 11 Март 2012 в 21:27

Как думаешь: почему фильмы вроде “Геймеров” и “на игре” – покупают и запускают в производство, а у многих авторов куча скриптов в столе?

Кот Шрёдингера | 14 Март 2012 в 14:04

Не знаю. В любом случае, разговор долгий. Либо наши скрипты плохи, либо у продюсеров очень странные представления о зрителе. Что касается сериалов, то уверен, что представления о “тёте Мане из соседнего подъезда” действительно странные (так как тётю Маню уже спрашивал, она в шоке от происходящего). Но что касается так называемого прокатного кино, так ставка делается на 14-летних. Это надо учитывать, а сценарист обычно при упоминании большого кина думает о вечном. В общем-то всё приравняли к поп-корну, а бедный сценарист об этом забывает. Вот, собсно, и всё.

Дмитрий | 14 Март 2012 в 18:25

В целом, да. Но на счет “только 14-летних” не соглашусь. Студенты, молодые пары, и реже мужчины-женщины до 35 лет.

Кот Шрёдингера | 14 Март 2012 в 14:08

Вот у меня другой вопрос. Ещё вчера я не любил и не смотрел сериалы. А сегодня вижу, что большинство западных сериалов во многих отношениях лучше тех же западных фильмов. Подозрение, что кино уходит в аттракцион и спецэффекты, а “реальные” человеческие проблемы остаются сериалам. Хз, конечно, и спорно, но вопрос остаётся открытым.

Дмитрий | 14 Март 2012 в 18:26

Я бы сказал – средний уровень западного сериала – на несколько порядков выше среднего западного ПМ фильма.

Кот Шрёдингера | 15 Март 2012 в 15:05

С 14-летними перегнул, но всё равно мысль ясна. По какому-то странному умолчанию ориентироваться надо на то, что зритель приходит отдыхать и развлекаться. Если нет, то пусть идёт в “35 мм”.

Вот самого удивляет, что сериалы делают во всех отношениях интересней фильмов (и при этом у нас для образцов берут какие-то странные позавчерашние сериалы, – хотя эту тему считаю для обсуждения тупиковой и бессмысленной).

Дмитрий | 11 Март 2012 в 21:06

А че ПМ не берут? Или сознательно не пишешь?

Кот Шрёдингера | 11 Март 2012 в 21:11

Пишешь. Сейчас почти у каждого сценариста в столе по пачке ПМ. Не складывается пока (надеюсь, что пока).

Дмитрий | 10 Март 2012 в 19:39

Нету??
Странно…
Жаль, не могу прочитать сценария.

Кот Шрёдингера | 11 Март 2012 в 20:06

Самому странно. Можно сказать, что развели меня:
http://zurblog.ru/?p=620

Дмитрий | 11 Март 2012 в 20:12

Я к чему все это – читаю блог и вижу хорошее понимание сути сценарного мастерства. Делаю вывод: автор знает как писать.

А тут вон оно как.

Хотя с подобным уже встречался. Даже теория своя есть – почему так происходит.

ПМ есть? Короткий метр это просто короткий метр.

Кот Шрёдингера | 11 Март 2012 в 20:51

Есть сериал, к которому при написании относился как к ПМ, но рекламировать его это включать множество “но”, чего делать не хочу. И есть негритянская работа на всяких “групповых” проектах. С ними, думаю, заочно всё ясно.

Дмитрий | 10 Март 2012 в 4:56

Поле комментариев явно не для тупых. Пока разберешься тут..

Э-м, жаль, что автор алкоголь “практически не пьет” – с автором было бы чертовски интересно обсудить некоторые моменты сценарного мастерства за бутылочкой бренди.

В избранное добавил. Интересно.

Если у тебя нет хотя бы одного топового фильма по твоему сценарию – наш кинобизнес безнадежен.

Кот Шрёдингера | 10 Март 2012 в 14:48

Увы, кина пока нет:(((
(Только что подразумевать под топовым и рейтинговым? От этих топов порой волосы дыбом.)

Ну, присутствие хорошего бренди на столе не мешает мне симулировать опьянение. В мае год трезвой жизни, а там видно будет.

Спасибо за отзыв.

Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.