Второй план
Хотел говорить о немых этюдах, но этюды терпят. Поговорим лучше о хорошем таджикском плане второстепенных персонажах и ситуациях, которые с этими персонажами связаны.
Второй план это фон, на котором разворачивается наша история. Второй план, если угодно, это тот космос, в котором действуют главные герои. Сегодня я делюсь одним малоприятным наблюдением. И в этом наблюдении скрывается ответ на вопрос “почему вменяемому зрителю не хочется смотреть отечественные сериалы”.
Андрей Битов подметил, что скобки в тексте это шёпот автора. Так вот, по моему мнению, второй план это и есть реальная биографическая справка об авторе. Это его представления о действительности. И это редко модерируется редакторами и вышестоящими инстанциями (по той простой причине, думаю, что авторский взгляд в данном случае совпадает с представлениями о мире редакторов, продюсеров и тэ пэ).
О чём я? Да вот в руках ** сценарий подряд, в котором персонажи второго плана подглядывают, подслушивают, обязательно хамят и почему-то коверкают великий могучий (о прямой речи отдельно, если не забуду).
Лирическое отступление
Обсудил проблему с соавтором. Перескажу суть: добрую половину прошлого века наш народ вызывали на допросы и отправляли в ссылку. Сидел, в общем-то, каждый пятый. Затем этот страх трансформировался в образ добропорядочной соседки, которая всё про всех знает и занимает активную гражданскую позицию. И образ второго плана, уверен, записывается на подкорку (совсем не в ту папку, куда складываются файлы с интересными историями). И новое поколение сценаристов тащит подобные образы не из жизни, а из старых полузабытых (не забытые – узнаваемы) фильмов. Не знаю, что должно произойти, чтобы соседка с третьего этажа сообщила мне, что жильца с пятого увезла Скорая. Наверно я должен зарезать собственную собаку и положить её в почтовый ящик соседки. Если я буду резать жену, то не уверен, что та женщина побежит звонить в полицию. Ну, лирическое отступление, типа в скобках, только очень громко. Соавтор уверяет, что этот фон – проявление генетической памяти. Мир изменился, а память продолжает оперировать исчезнувшими образами. Возможно, но не уверен. Скобка закрыта.
Ещё раз. Даже тётя Маня понимает условность экранной истории. Понимает, что таких олигархов и таких фотомоделей в природе, возможно, не существует, но история сцуко больно интересная. А тётя Маня из Николаева даже догадывается, что эта история – поэтическая метафора, что скромный сценарист повествует о вечных ценностях, о любви и о том, как могло бы быть. Основная засада в том, что обе Мани под предводительством продюсеров и канальных директоров всерьёз воспринимают происходящее вон там вон, на втором плане.
Не буду говорить о том, что одни сценаристы второстепенных персонажей прописывают с любовью, а другие сценаристы берут расхожие готовые ситуации, но ни тем, ни другим не обойтись без этого фона. Умный сценарист понимает, что редакторы следят за логикой главных линий и за попаданием в формат, поэтому в эпизодических сценах можно позволить вольность, можно извернуться и порадовать себя и зрителя чем-то живым и необычным, а хитрые сценаристы в это же время фигачат по наработанным шаблонам. И вот как раз эти самые шаблоны-штампы становятся основным фоном телевизора. На днях я провёл социологическое исследование, и ровно пятнадцать секунд переключал программы. На пяти каналах люди в форме. На двух крупным планом неприглядные трупы, на трёх – разборки на повышенных тонах. Да чего вам рассказываю, вы видели больше моего. Ждёт своего часа заготовка, в которой речь идёт о сознательной провокации развлекательных каналов. В той заготовке речь идёт о том, что фон измен и предательств создаётся сознательно, но об этом в другой раз.
Да. О языке персонажей. У меня сильное подозрение, что на все сериалы нанят один специальный диалогист, который следит за речью второстепенных персонажей. И он уверен, что у нас что центровые алкоголики, что родители провинциальных девушек одинаково и обязательно коверкают слова. И это зрителем воспринимается как объективная реальность. Воспринимается несознательно, так как эти сцены обычно идут какбэ впроброс. Напомню Набокова, которого цитировал в начале поста: истинная биография автора это его тексты. Так вот. Даже по чужим синопсису и поэпизоднику мы пишем (и навязываем) свои представления о мире. Насколько жесткие не навязывались бы шаблоны, форматы и правила игры, второй план это то, где нам предоставляется вполне себе авторская свобода (здесь бы чё-нить пафосное и назидательное, но ломает).
На днях поговорим о сценах без слов. Постараюсь следовать плану.
Всем удачи.
Вот в этот раз даже поспорить не могу! Даже возмутиться чему не нашла – все очень верно написано!
Тогда с твоего позволения продолжу тему. Много интересного с разбором второстепенных персонажей всплывает. Жаль, что диссертацию нельзя в три страницы уложить.
Получается, мы все несвободны в выборе персонажей второго плана!
Получается, что выше головы не прыгнешь, но ты же предупреждена, что и второй план надо продумывать так же осознанно, как и всё остальное. На неделе обязательно поговорим на эту тему. По секрету скажу, что специально анализировал несколько эталонных сериалов.