Подглядывания и подслушивания

Вот лето пролетело и ага. Поисками утраченного времени займёмся ближе к пенсии, а пока в темпе вальса блаблабла.
Для разминки коротко поговорим о таком драматургическом приёме, как… вуайеризм.

Разумеется, вы уже знаете мой единственный козырь: подслушивать и/или подглядывать плохо. И эта карта бьёт все остальные масти. Теперь мне можно было бы победно улыбнуться и остановить игру, но за столом братья-жулики, а братья всегда докажут, что один раз смухлевать можно. Один раз это типа увлекательно и типа никто не заметит. Ладно, давайте по существу.

Бывает такая безвыходная ситуация, когда герой (обычно в секретном и малодоступном месте) привязан к стулу, а в зубах у него взрывчатка. В соседней комнате злодеи обсуждают бесценную информацию, меняют явки и пароли, сдают друг другу адреса, но вот являются хорошие друзья героя и спасают его. Злодеи сваливают. Получается такая хитровывернутая ситуация, при которой только герой знает, где зарыты миллионы. И, скажем честно, герой не очень-то хотел подслушивать, он минуту назад думал только о своём спасении. Ну, а злодеи, ясный перец, не могли обсуждать то, что обсуждали, после казни героя. Всё чисто, сценаристу респект.

Формально приём хороший: герой (тенденция такова, что чаще это героиня) случайно, быстро и неожиданно узнаёт то, чего знать не должен. Вот он сюжетный поворот, при котором зритель и герой знают больше, нежели остальные персонажи. Подозреваю, что у приёма древние корни. Забудем про корни, литературоведческий экскурс уведёт нас в другие степи.

Обещал короткий спич, так и скажу коротко: подслушивание – плохая карта. Мы привели пример, в котором герой заперт в подвале, привязан к взрывчатке, часовой механизм тикает. Назовём это вынужденным подслушиванием. Герой не может заткнуть уши, а злые злодеи наслаждаются тем, что прессуют героя секретной информацией. Где такое возможно? Думаю, в боевике и, отчасти, в триллере. Здесь нам важнее выстроить сцену так, чтобы зритель не спросил: а почему они сразу не отрезали герою язык и голову? Ибо герой в такой ситуации не подслушивает, а слышит помимо воли.

Подслушивания рулят в детективах и мелодрамах. Информация, полученная через приоткрытую дверь, хороша для обоих жанров. Любители детективов и мелодрам и в жизни пользуются этим приёмом: усаживаются в кафе, открывают свои лаптопы, поджидают подвыпивших болтунов за соседними столиками и записывают, записывают, записывают. Вроде всё гладко, безопасно и безболезненно. Сам на днях, сидя в шоколаднице, слышал, как по чекам, оставшимся от ремонта, можно вернуть через налоговую часть денег, потраченных на ремонт. А в другом месте так вообще – девочка рассказывала о том, чего недоставало моему сюжету. Три плохие карты, с которых новичку лучше не ходить: подслушивания, мобильные телефоны, интернет. Про интернет в следующей статье, а сейчас вернёмся к вуайеризму.

Всё просто. Из замочных скважин обычно торчат огромные уши сценаристов. Это крайне неприлично, помните об этом. Герой должен быть привязан к стене и жевать взрывчатку. Во всех остальных случаях мы делаем из героя озабоченного маньяка. Да, пожалуй, детектив исключение. Исключение не для всех персонажей, а только для одного героя, которому по статусу позволительно подслушивание/подглядывание/вынюхивание. Профессиональная, так сказать, прослушка (на которую, по хорошему, нужно получить санкцию). Частный детектив с бесшумной походкой и набором отмычек – вот единственный герой, что имеет право на чужие письма и грязное бельё. Этого нет в сценарных учебниках (ибо предполагается, что это объясняли нам родители), но сознательное подслушивание убивает положительный образ героя. Подслушивать можно только через не-хочу, только на электрическом стуле и без права на помилование. Уточню. Я не против приёма, я за то, чтобы сцена выглядела а) естественно (исключение, возможно, скетч), б) не дискредитировала героя в наших глазах (увы, в мелодрамах мы к этому шагу привыкли). Спросите себя ещё раз: почему герой оказался у этой двери? почему дверь приоткрыта? почему герой постыдно завис и не делает следующий шаг? Если переиграть нельзя, то и деваться некуда: пусть подслушивает.

Слов получилось больше, чем планировал. Завтра поговорим о сценаристах, выпрыгивающих из интернетов, а послезавтра, если повезёт, о создании эротической сцены.

Кстати, в Москву едет Роберт Макки. Меня просили ответить на вопрос “идти на семинар или нет”, отвечу, но при условии, что вы срочно посмотрите фильм “Адаптация” (считайте это домашним заданием). Всем удачи.

Ещё по теме: Плеоназмы и неймдроппинг.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / ПУБЛИКАЦИИ / /


13 комментариев для "Подглядывания и подслушивания"

valerij | 21 Январь 2013 в 14:00

Читать ваш блог одно удовольствие! Спасибо за полезный материал!

Anastasia | 19 Сентябрь 2012 в 13:37

А я не только слушаю разговоры, но еще и волоку самые интересные монологи/диалоги в свои закрома. Наверное, в прошлой жизни была мышью )))

Кот Шрёдингера | 19 Сентябрь 2012 в 14:26

Ничего плохого в этом нет, возможно обсудим, как подслушанное преломляется в истории. Пока же речь о подслушивающих/подглядывающих персонажах.

Елена | 9 Сентябрь 2012 в 19:12

Почему-то засело в голове “выгибает шею”, наткнулась на онлайн-тест самсебедоктор, ну и что?! Правым ухом шеи коснулась, левым тоже, но с болью. Как дальше жить? (там ещё было “левым глазом посмотреть на правую лопатку” – увидела всё)

Кот Шрёдингера | 14 Сентябрь 2012 в 22:45

Про выгибает шею не понял, ну и ладно. Чё-то не вкуриваю:(

Елена | 6 Сентябрь 2012 в 22:48

Хорош? Ну я рада :)
Я не собираю инфу о себе, но работа такая, что приходится контролировать достаточно большое количество людей, каждый из которых со своими тараканами, вот и приходится быть начеку. Плюс ко всему у меня один глаз хорошо видит, а на втором минус два, от очков меня тошнит, ну а слабое зрение тренирует воображение)))

Кот Шрёдингера | 6 Сентябрь 2012 в 22:56

Вот уже интересные подробности про особенности зрения создают эффект правдоподобия (об этом как раз завтра утром).
Ну разве мы можем винить в подслушивании героиню, у которой один глаз видит хорошо, а второй минус два??? Сразу всё встаёт на свои места. С одной стороны, об этом надо было сразу сообщить, но с другой – прекрасен приём умолчания: как-то странно она первые пять серий выгибает шею. А на шестой бац: один глаз (пока не скажем какой) минус два!

Спасибо за беседу, собираю материал для после-послезавтрашнего опуса. Речь пойдёт о сексуальных сценах (не на экране, а в сценарии).

Елена | 6 Сентябрь 2012 в 22:27

Ну смотри, я держу нос по ветру и собираю о себе инфу отовсюду. Инстинктивно. Краем глаза вижу – у сотрудницы во время телефонного разговора выпрямилась спина, хотя обычно сидит ссутулившись, затем вышла из кабинета. Вечером узнаю что та настучала на меня директору. Время, когда это случилось я уже знала – как бы подглядела. И такой инфы, более качественной и объёмной, мы узнаём море, и это не шестое чувство.
Пример не очень хорош, но первый попавшийся, надо повспоминать.

Кот Шрёдингера | 6 Сентябрь 2012 в 22:34

Пример как раз хорош:))) Особенно точно слово “инстинктивно”. Сразу же хочется спросить: дома и в гостях ты так же инстинктивно собираешь информацию? Уж молчу про поликлиники и, например, учебные заведения.
Пример хорош, так как раскрывает особенности характера отдельно взятой героини, “психологический климат” в её офисе и систему подглядываний-подслушиваний.

Уговорила, без таких вот прослушек никуда. Зря пост замутил. Подслушивать необходимо:)

Елена | 6 Сентябрь 2012 в 21:54

Мобильные телефоны круть. Сама на днях подслушала, сколько наваривают на продаже акриловых ванн и ортопедического инвентаря – рядом со мной в автобусе ехал менеджер по продажам -многостаночник и болтал с мобилкой.
Кстати, подслушиваний и подглядываний в кино мало, в жизни это вольно и невольно происходит гораздо чаще.

Кот Шрёдингера | 6 Сентябрь 2012 в 22:02

Ну, не знаю, где их больше, но твоё “кстати” воспринял как жалобу. Типа почему в кино так мало подглядывания и подслушивания???

Мало или много, но согласись, что подглядывания в кино (порно-фильмы сейчас не рассматриваем, там всё стилистически грамотно) никак не влияют на карму героя. Когда в жизни подслушивание (ну, вольное или невольное) вызывает в нас ворох эмоций и бурю переживаний. Речь не о случайных блабла в кафе или автобусах, речь о информации, касающейся тебя лично (блин, наверно это следовало уточнить).

Кот Шрёдингера | 6 Сентябрь 2012 в 16:22

Можно отдельно рассмотреть подслушивания в скетчах и ситкомах, но думаю, что это пока вне сферы наших интересов. Подглядки в ситкомах можете разобрать самостоятельно:)

Кот Шрёдингера | 6 Сентябрь 2012 в 16:12

Ещё раз.
Подслушивание – мощный инструмент, от которого некоторым трудно отказаться. Подслушивание либо готовит сюжетный поворот, либо уже является сюжетным поворотом (это и есть главный соблазн сценариста).

Подслушивание позволяет в очень сжатой форме донести максимум информации как до зрителя, так и до героя. Подслушивание выворачивает ситуацию до неузнаваемости (или наоборот, расставляет все точки над i).

Подслушивание ставит под сомнение репутацию героя. В своих логических построениях мы часто забываем о том, что подслушивать нельзя. Для подслушивания требуется не просто “уважительная причина”, но безвыходная ситуация, в которой не слышать невозможно.

Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.