Подглядывания и подслушивания
Вот лето пролетело и ага. Поисками утраченного времени займёмся ближе к пенсии, а пока в темпе вальса блаблабла.
Для разминки коротко поговорим о таком драматургическом приёме, как… вуайеризм.
Разумеется, вы уже знаете мой единственный козырь: подслушивать и/или подглядывать плохо. И эта карта бьёт все остальные масти. Теперь мне можно было бы победно улыбнуться и остановить игру, но за столом братья-жулики, а братья всегда докажут, что один раз смухлевать можно. Один раз это типа увлекательно и типа никто не заметит. Ладно, давайте по существу.
Бывает такая безвыходная ситуация, когда герой (обычно в секретном и малодоступном месте) привязан к стулу, а в зубах у него взрывчатка. В соседней комнате злодеи обсуждают бесценную информацию, меняют явки и пароли, сдают друг другу адреса, но вот являются хорошие друзья героя и спасают его. Злодеи сваливают. Получается такая хитровывернутая ситуация, при которой только герой знает, где зарыты миллионы. И, скажем честно, герой не очень-то хотел подслушивать, он минуту назад думал только о своём спасении. Ну, а злодеи, ясный перец, не могли обсуждать то, что обсуждали, после казни героя. Всё чисто, сценаристу респект.
Формально приём хороший: герой (тенденция такова, что чаще это героиня) случайно, быстро и неожиданно узнаёт то, чего знать не должен. Вот он сюжетный поворот, при котором зритель и герой знают больше, нежели остальные персонажи. Подозреваю, что у приёма древние корни. Забудем про корни, литературоведческий экскурс уведёт нас в другие степи.
Обещал короткий спич, так и скажу коротко: подслушивание – плохая карта. Мы привели пример, в котором герой заперт в подвале, привязан к взрывчатке, часовой механизм тикает. Назовём это вынужденным подслушиванием. Герой не может заткнуть уши, а злые злодеи наслаждаются тем, что прессуют героя секретной информацией. Где такое возможно? Думаю, в боевике и, отчасти, в триллере. Здесь нам важнее выстроить сцену так, чтобы зритель не спросил: а почему они сразу не отрезали герою язык и голову? Ибо герой в такой ситуации не подслушивает, а слышит помимо воли.
Подслушивания рулят в детективах и мелодрамах. Информация, полученная через приоткрытую дверь, хороша для обоих жанров. Любители детективов и мелодрам и в жизни пользуются этим приёмом: усаживаются в кафе, открывают свои лаптопы, поджидают подвыпивших болтунов за соседними столиками и записывают, записывают, записывают. Вроде всё гладко, безопасно и безболезненно. Сам на днях, сидя в шоколаднице, слышал, как по чекам, оставшимся от ремонта, можно вернуть через налоговую часть денег, потраченных на ремонт. А в другом месте так вообще – девочка рассказывала о том, чего недоставало моему сюжету. Три плохие карты, с которых новичку лучше не ходить: подслушивания, мобильные телефоны, интернет. Про интернет в следующей статье, а сейчас вернёмся к вуайеризму.
Всё просто. Из замочных скважин обычно торчат огромные уши сценаристов. Это крайне неприлично, помните об этом. Герой должен быть привязан к стене и жевать взрывчатку. Во всех остальных случаях мы делаем из героя озабоченного маньяка. Да, пожалуй, детектив исключение. Исключение не для всех персонажей, а только для одного героя, которому по статусу позволительно подслушивание/подглядывание/вынюхивание. Профессиональная, так сказать, прослушка (на которую, по хорошему, нужно получить санкцию). Частный детектив с бесшумной походкой и набором отмычек – вот единственный герой, что имеет право на чужие письма и грязное бельё. Этого нет в сценарных учебниках (ибо предполагается, что это объясняли нам родители), но сознательное подслушивание убивает положительный образ героя. Подслушивать можно только через не-хочу, только на электрическом стуле и без права на помилование. Уточню. Я не против приёма, я за то, чтобы сцена выглядела а) естественно (исключение, возможно, скетч), б) не дискредитировала героя в наших глазах (увы, в мелодрамах мы к этому шагу привыкли). Спросите себя ещё раз: почему герой оказался у этой двери? почему дверь приоткрыта? почему герой постыдно завис и не делает следующий шаг? Если переиграть нельзя, то и деваться некуда: пусть подслушивает.
Слов получилось больше, чем планировал. Завтра поговорим о сценаристах, выпрыгивающих из интернетов, а послезавтра, если повезёт, о создании эротической сцены.
Кстати, в Москву едет Роберт Макки. Меня просили ответить на вопрос “идти на семинар или нет”, отвечу, но при условии, что вы срочно посмотрите фильм “Адаптация” (считайте это домашним заданием). Всем удачи.
Ещё по теме: Плеоназмы и неймдроппинг.
Читать ваш блог одно удовольствие! Спасибо за полезный материал!