Сеть и телефоны

Почему и зачем сохранена эта запись, можно прочитать здесь.

Сюжет и всемирная сеть

Плачевные отношения сегодняшних персонажей к интернет точно выражает бородатый анекдот:

Дача. Валяется внук в шезлонге.
Бабушка:
- Помог бы грядки прополоть.
Внук:
- Не могу, занят. Я в интернете сейчас.

Подобная ситуация происходит и в сценариях (особенно с детективным уклоном), которые мне по долгу службы приходится иногда читать. Некоторые сценаристы даже считают, что
технологии развиваются так быстро, что завтра подобная фантазия станет реальностью“. Нет, не станет. Более того, знаю, что сценарист думает. А думает он, что сериалы смотрят бабушки с внуками, которые в современных технологиях совсем не разбираются. Я, типа, придумал крутую фишку, а это дорогого стоит. Уверяю, не круто и не дорого.

И почти каждый – с другой стороны – считает себя продвинутым пользователем. Если уж сценарист взялся за модернизацию Всемирной Паутины, то он должен выяснить (для себя, в первую очередь), как устроен компьютер, что такое сервер, где физически размещается электронная информация, каким образом происходят (могут происходить) утечки и как восстанавливаются базы данных. Пишу грубо, но кому надо, тот поймёт. Если ваша целевая аудитория пенсионеры с внуками, сочиняйте добрые сказки и фэнтези, а не детективы про высокие технологии.

Заметка моя не несёт никакой конкретики, – ну, не хочется разбирать дурные примеры. Мысль проста: сценарист, взявшийся за информационный бизнес и войны в сфере информации, должен иметь представление и о тенденциях развития сети интернет, и о путях передвижения информации. Звучит скучно?

Джонни Мнемоник“. В голове героя чип на 80 гигабайт. Он его модернизирует до 160 гигабайт, а закачивают информации на 360. Всё это сочинялось, когда объём в 80 гигов казался запредельно фантастическим. И о флэшках мы не имели никакого представления. Более того, при внимательном просмотре мы заметим, что в фильме дан намёк и на Wi-Fi. Сценаристы были в теме и внимательно изучали тенденции. Прокол, на мой взгляд, один, а именно: возникает вопрос, почему информацию (чип, флэшку) нужно перевозить в черепной коробке, а не в кармане? Прокол остался, но создатели фильма изящно выкрутились из стремной ситуации. Каким образом – не скажу.

Сюжет и мобильная связь

Не писал бы этой заметки, если бы в очередной раз не наткнулся на использование в сюжете мобильного телефона: телефонный звонок влияет на (создает) сюжетный поворот. Почему-то этот слабенький прием полюбили авторы детективов. Следователь А едет к подозреваемому Б, но вот звонит коллега Ц и просит срочно приехать в кафе (где будет продолжение телефонного разговора: передача важной информации “не по телефону”). Прием простой, грубый, дешевый и т. п. Всё, дальше не смотрю. Прием простой, но не всё так просто. Телефон врывается с сюжет какой-то мистической, сакральной дланью. Скажу так: это звонок сценариста (автора разворачивающейся истории) герою картины (собственному персонажу). Зрителем такой звонок воспринимается как звонок из Небесной Канцелярии, то есть – прием прокатывает на ура: из Небесной Канцелярии по пустякам не звонят, а когда звонят, то сообщают нечто важное, меняющее всю жизненную программу (сюжет, историю, судьбу).

Но спокойно отношусь к звонкам, которые к сюжету отношения не имеют. Следователь А спешит на стрелку с подозреваемым Б, звонит коллега Ц и обвиняет следователя А в измене и любовной связи с Б. Внесюжетный разговор, приоткрывающий нам завесу на “личную жизнь” персонажей. Чаще нам этот прием нужен не для “психологической характеристики“, но для “времени”: вот герой сидит в салоне, крутит баранку, играет любимая продюсером группа, ничего не происходит. Ну, пусть себе персонаж вместо сигареты возьмёт мобильник, пусть немного поругается с женой.

Как-то всё это придётся классифицировать:(

Да, кстати, пока говорю о классическом построении сюжета (о линейном развитии, пусть даже с флешбэками); авторское кино и тенденции американского кино пока не трогаем.

“Психология” персонажей

Объяснять ничего не буду, а просто заявлю вот что: никакой психологии у литературных персонажей и героев кино нет. А что есть? Есть поступки, вызванные сюжетной необходимостью (мотивировки), есть реплики (прямая речь в монологах или диалогах), соответствующие социальному статусу (среда, профессия, предполагаемое прошлое), есть одежда (от аксессуаров туалета до автомобилей и интерьеров) и есть жесты. Обо всем об этом как-нибудь поговорим отдельно. Я бы вообще молчал о психологии, но вот от умных людей слышал такие утверждения:

1. Американская психология достигла такого уровня, что сами американцы уже не понимают, где манипуляции, а где нормальные человеческие отношения.

2. В американском кино не бывает психологических проколов.

Так вот. О первом (о манипуляциях). Речь на самом деле идёт не о психологии персонажей, но о воздействии всей картины на зрителя. Это уже действительно область социологии, психологии и всякого НЛП.

О втором (о психологических проколах). В старом советском кино (в живописи, литературе, в быту) персонажи чётко делились на положительных и отрицательных (на хороших и плохих, наших и не наших), затем произошёл поворот к

реализму с человеческим лицом: всякий персонаж многогранен, плохой может совершить правильный (одобряемый окружающими) поступок, а хороший персонаж может оступиться и совершить какую-нибудь пакость. Это – в законах жанра – и есть психологические ошибки. А жанровое американское кино (не авторское) следует традиции старой советской школы: отрицательный герой совершает плохие поступки (и в финале расплачивается за совершённое зло), положительный персонаж творит добро. Какие уж тут могут быть психологические проколы (точнее: при чем здесь вообще психология)?Это, конечно, очень грубая схема. Кто не согласен, может поправить. Очень не хочется писать большие посты, но рассказать необходимо о многом. Напоминалка для себя: поступки, реплики, внешний вид и жесты персонажа.

Просто бизнес

Конечно же, кино (жанровое кино) это почти всегда сказка (сон или сказка для взрослых). В кино и особенно в сериалах должны присутствовать длинноногие блондинки, убийства, кровь и большие деньги. Я не предлагаю заморачиваться, но:

сегодня у большинства персонажей есть большие деньги по той причине, что у них большой бизнес или просто бизнес. Хорошо. Только вот… когда практически всё действие происходит в офисе, офисные работники (офисный планктон и, соответственно, сегодняшние герои) всю серию бла-бла-бла (вместо работы), то хочется спросить: в чём заключается бизнес, на чем персонажи делают деньги, какими технологиями торгуют?

Вроде бы забить, мыло есть мыло. И всё-таки: если сценарист будет иметь представление о бизнесе своих персонажей, то… ничего, разумеется, не изменится, мыло есть мыло. Своего зрителя канал не потеряет. И всё-таки: хотелось бы знать, чем зарабатывает на жизнь весь этот офисный планктон? Хотелось бы знать, на какие шиши сидят в ресторанах все эти бандиты (о них речь еще будет), гангстеры, робин-гуды? Впечатление, что из сериала в сериал переходят рантье, живущие на проценты. А чем занимается рантье? Конечно же играет в бандитов и бизнесменов!

“Афера Томаса Крауна” (ремейк “Аферы”) – удачный пример и умолчания, и визуализации бизнеса. Совет директоров; главный герой совершает крупную и выгодную сделку; бизнесмены, коллеги и конкуренты в шоке, – этого достаточно. Главный герой предприимчив, богат, успешен. У него есть бизнес, приносящий миллионы. Всё. Далее он ни в свой офис, ни к своей работе не возвращается! Он тратит миллионы. Тратит так, как человек, привыкший зарабатывать. Как человек, совершивший сделку века. Это очень удачный пример истории, в которой не требуется визуализация и конкретизация бизнеса. А вот когда сто серий сидят в офисе и занимаются бла-бла-бла… ну, возникает вопрос: откуда у них столько времени на любовь-морковь-предательства-кражи?

“Бешеные псы”, – о них много всякой разной лабуды писали. Предлагаю взглянуть на сверх-идею фильма просто: нам показали тяжелую работу бандитов (о них обещаю написать отдельный пост). И бандиты в наших сериалах ведут себя точно так же, как менеджеры среднего звена: бла-бла-бла по кабакам. Вопросы есть?

P.S. (от 26 декабря 2011 года)

Ну, вроде бы некоторые пункты не потеряли своей актуальности.

Спонсор месяца: Аноним.


Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.