Про маньяков в кино

Возможно этот текст морально устарел. Актуальное по теме рекомендую читать здесь.

Ещё пара древних офф-топов. Почему они сохранены, можно прочитать здесь.

Серийные убийцы

По работе пришлось собирать материал про маньяков (не про сексуальных извращенцев, но про серийных убийц). Про шок от их биографий умолчу, поделюсь первыми впечатлениями.

Так вот. Шок чисто профессиональный:

Практически у каждого из маньяков был в начале “карьеры” грубый прокол. Благодаря этому проколу можно (было бы) преступника вычислить и обезвредить. Весь ужас в том, что после факта первого (нового) преступления никто не может сказать: сейчас начнётся новая серия, поэтому нужно во что бы то ни стало преступника вычислить. Побеждает инерция. И – вот – осознав свою безнаказанность, маньяк встаёт на тропу чудовищного маньячества. И при каждом новом шаге им учитываются ошибки предыдущих шагов. Мастерство совершенствуется, стиль оттачивается. И только когда появляется стиль (почерк, манера), следствие может утверждать: действует определённый маньяк. Весь ужас в том, что на первых шагах его взять проще, нежели в последующие периоды. Побеждает, как я уже сказал, инерция: то ли это случайность, то ли на бытовой почве, то ли… И в силу инерции остается ждать, когда преступник устанет, оступится или пожелает раскрыться.

В старом американском кино нам рассказывали, почему маньяк стал маньяком. То есть, лезли в “детство персонажа” и показывали зрителю какую-нибудь психо-сексуальную травму. Нам становилось легко и понятно: ага, сдвиг на сексуальной почве, ага, детская травма.
Оказывается, что врачи и следователи считают так же, как и сценаристы (ну, вероятно, наоборот: сценаристы подцепили мысль у психиатров): всё дело в ранних сексуальных травмах.
В старом американском кино объясняли, теперь же проблема решается проще: маньяк поступает так по той причине, что он… маньяк. Маньяк, и этим всё сказано (мы же знаем, где искать проблему).

Вот что: всяких разных психосоматических травм мы накопаем у каждого (относительно) здорового человека. Более того, если возьмём на обследование так называемых успешных людей (художников, артистов, банкиров, миллионеров), то и у них найдём сдвиг, подобный маньяческому. Хочу сказать, что из одних и тех же травм может вырасти разное, можно сделать разные выводы… Все наши проблемы в нашем рождении.

Про одного маньяка пишут, что при просмотре отснятых материалов он мастурбировал. Подозреваю, что это придумка для нашего же спокойствия (ага, сексуальный извращенец). Гитлер любил смотреть на кадры, где рушились города. Ну, хоть бы намек или свидетельство, что он при просмотре усердно занимался онанизмом (не не занимался, а ловил кайф в чистом виде). Проблема, боюсь, в другом (в чем, не скажу).

У меня был период в жизни, когда я выполнял много работы “просто так”, без оплаты. То есть, говоря прямо, меня кидали. Видели, что парень готов выполнять работу бесплатно, и обували меня на мой талант. И я не скрывал того, что готов “встать на тропу войны” и показательно перестрелять пяток-другой креативных продюсеров. Что меня останавливало? Меня останавливало отсутствие оружия (не было денег на его покупку). Разум меня точно не останавливал, так как крыша ехала конкретно. Вполне возможно, что какой-нибудь психоаналитик сказал бы: в детстве у него отняли красивую игрушку, и парень решил отомстить всем, у кого эти игрушки есть. Но сегодня мой психоаналитик говорит: в детстве у тебя отобрали игрушку, поэтому ты решил разбогатеть и купить себе много игрушек.

Ворошиловский стрелок“. А кому-нибудь приходило в голову, что это фильм про серийного убийцу? И убийства, кстати, он совершает на сексуальной почве (изнасиловали внучку). Нет, никто не скажет: маньяк-извращенец. А ведь персонаж Михаила Ульянова совершает серию запланированных убийств. И совершает их в преклонном возрасте (это я говорю психологам и тем, кто занимается психологией кино).

Такой вот получился сумбурный офф-топ.

(Кстати, если отправитесь читать биографии серийных убийц, обратите внимание на их фотографии.)

Юрьев день

На мастеров, маэстро и пианистов наезжать не след. Если в попсе священной коровой у нас является Борис Гребенщиков, то в кинодраматургии священным зубром принято именовать Юрия Арабова. Всякая критика творчества этих личностей может обернуться против критика:)

Юрьев день. Офигенный фильм. Со всеми проколами в первых 15 минутах – шедевр, каких давно не было.

Юрьев-Польский, зима, минус тридцать (если доктор не врет), а паренёк покупает резиновые сапоги. И он их надевает. И спокойно в них ходит (не 5 минут, а минимум час). Ладно, пусть, у него дорогущие носки из козьей шерсти.

Главная героиня забегает в кабак (кафе, бар, пивную, местную столовую) и выясняет, что все мужчины в этом городе (Юрьев-Польский) ходят в резиновых сапогах. Интересно, чья придумка – Юрия Арабова или Кирилла Серебренникова? Кто из них пробовал в мороз ходить в резиновых сапогах? А в кирзовых? А в яловых? А хотя бы в кедах?

Ладно, это первые 15 минут, про которые после забываешь, простив все ляпы.

Юрьев день – город Юрьев-Польский, сценарист Юрий Арабов. Красиво, просто, лаконично.

Информация для размышления:
Юрьев день – если верить Яндексу – день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля / 6 мая, (у католиков – 24 апреля). Весна:)

Там ещё есть ляпы, но мы киноведением и разбором полётов не занимаемся. Фильм в идеале достоин и обсуждения, и пересмотра, и серьёзного осмысления.

P.S. от 26 декабря 2011 года:

Фильм понравился (ещё тогда; если чё смотрел более трёх раз), но я не киновед и не кинокритик, поэтому обращал внимание на мелочи, которые могут пригодиться простым сценаристам.

Всех с наступающим 2012.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / ПУБЛИКАЦИИ / /


1 комментарий для "Про маньяков в кино"

Кот Шрёдингера | 8 Декабрь 2020 в 2:29

Юрий Арабов о душе, о чуде, о референсах.

Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.