Немые этюды

В последний день зимы самое то, думаю, поговорить о немых этюдах. Обещаю не грузить и не мучить.

В американской версии фильма “Девушка с еблом наколкой дракона” есть такая секунда: главный герой входит в дом, по пути ловит падающую с полки баклажку, возвращает её на место, идёт себе дальше. И это действительно секунда. Впроброс, легко и ненавязчиво. Жест из какого-то восточного кино. Сообщает ли этот жест о ловкости, реакции и наблюдательности героя? Ну, допустим, только ничего нового мы о герое не узнаём, ни к чему такому эта секунда не подводит. Но это хорошо, и хорошо, прежде всего, своей ненавязчивостью. Из таких вот жестов и состоит (должно, ящетаю, состоять) кино. Ранее мы говорили о гэгах. Так вот. Если убрать из картины микро-гэг с бутылкой, то мы практически ничего не потеряем. И так, шаг за шагом, убирая детали, очистим кино от кино. Ладно, вопреки тому, что последний день зимы располагает, лирическим отступлениям – бойкот.

Практически во всех киношколах (независимо от выбранного профиля) обучение начинается с немых этюдов*. Актёры, операторы, режиссёры и сценаристы ищут одно, а именно пластическое выражение заданной темы. Немые этюды это трудно. И, видимо, отбивают охоту повторять этот опыт в своей дальнейшей работе. А жаль. Вроде бы и заявки, и поэпизодные планы пишем для выражения движения истории (заявка) и для выявления действий персонажей (поэпизодный план), а на выходе имеем (КУРС)радио с картинками(КУРС). Странно, что радиопостановки не в фаворе.

Не знаю, каким образом продвинуть закон, позволяющий всю съёмочную группу, не снявшую на эпизод двух немых сцен, отправлять в принудительный отпуск на Соловки. Словесный прессинг хорош в театре, да и то там сейчас невербальных находок больше, чем в любом кино. Зачёркиваю, так как у нас бойкот, а завтра весна.

Давайте вместе вернёмся в первый класс нашей условной киношколы, и вспомним, что общего в наших учебных, пусть воображаемых, но немых и безукоризненно великих этюдах.

Первое. Подглядывания. Подглядывать мы стараемся через всё, что даёт такую возможность, но больше всего мы любим смотреть сквозь витрины. Витрины дают нам возможность передать бытовые движения без пафосной условности этюда.

Второе. Пантомима. Ну, без клоунов и клоунады нам никак не обойтись. Ну, разве вы не писали сцен, в которых тусили ряженые всех мастей? Нуар, но зато сколько внимания к человеческой пластике и мимике. “Теория лжи” отдыхает.

Третье. Монтажные решения, к которым прибегают наиболее продвинутые и креативные. Вспомним Кулешова: если на рекламном баннере изображён Киркоров, то мы понимаем, что речь идёт Галкине (подтекст, о котором всё обещаю и обещаю поговорить). Такой баннер и не пахнет Кулешовым, но если рядом изображены булки актрисы Берковой, то здесь уже начинается искусство. В силу нашей испорченности мы быстро понимаем, что нам намекают на нечто увлекательное и вечное.

Четвёртое. Титры всех мастей, возвращающие нас к словам. Этот пункт нам не нужен, так как полностью принадлежит к немому кино (так называемые авторские изыски сейчас не в счёт).

Пятое. Пятое да десятое заполните сами, я точно что-то пропустил, так как тороплюсь расстрелять болтунов перейти к основной части, которая должна уложиться в один абзац.

Так вот. Самое ценное в нашем деле это психологическая убедительность сцены без слов. В написании литературного сценария мы опускаем незначительные ремарки. Опускаем, так как этого требуют учебники. Опускаем, так как уверены в рвении актёров и в режиссёрском таланте. Ага. Про запреты обязательно напишу позже, а сейчас у меня небольшая, но выполнимая просьба. Записывайте немые сценки в отдельный блокнот, в папку, в директорию ненужного, но вместе с тем полезного хлама. Пригодится. А вторая просьба вот какая: делайте на каждую серию хотя бы две немых сцены. Иначе мой закон рано или поздно утвердят, и чистых диалогистов заставят разгружать водку.

В эпизодном плане мы следим за интригой (да, она без прямой речи не обходится), за действиями наших героев да за общим ритмом повествования. Так найдите в структуре поэпизодного плана места, где уместны сцены без слов. Верните меня к нашему телевизору, а то я уже все буржуйские сериалы скачал.

На самом деле многое из того, что происходит в истории, не требует блабла-комментария или диалога. Вот здесь можно заткнуть уши наушниками и не ввязываться в диспут, здесь можно споткнуться (если напомните, то поговорим о распространённых штампах) и потерять ключи от машины. Да что рассказывать-то, сами знаете, просто заработались. Вот и меня заносит. Остановимся, подумаем, вернёмся к теме в следующем времени года.

Без скольких-то минут весна, поэтому резко умолкаю и жму “опубликовать”. В комментариях в этот раз разрешены только пункты “пятое да десятое”. Всем удачи.

Ещё по теме: о диалогах.

Фильмы по теме: Зал ожидания, Бензоколонка, The Lunch Date, Special Forces, Девушка с флагом и ещё что-то в дебрях моего блога и на просторах интернета.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / МОЯ ПРОЗА / / СДЕЛАТЬ ДЕНЬ


15 комментариев для "Немые этюды"

Кот Шрёдингера | 20 Ноябрь 2023 в 23:31

“Жизнь смерти” (The Life of Death):

Кот Шрёдингера | 9 Ноябрь 2023 в 18:51

Как попасть в свою квартиру, если ты живёшь на 8 этаже? Короткометражный фильм Никиты Ворожищева “7 … 9″:

Кот Шрёдингера | 27 Октябрь 2023 в 13:05

“The Fly” (2014):

Кот Шрёдингера | 26 Октябрь 2023 в 14:32

Французская короткометражная комедия “Трапезницы” (2017, Triade Films):

Koroleva | 14 Март 2013 в 10:37

Здравствуйте, Кот!я учусь во ВГИКе, ВК КиТ, Режиссура, Мастер. Прошкин А.А. И в нашей киношколе обучение не только начинается с немых, а так же и не немых этюдов, но весь процесс обучения (который уже подходит к концу)сопровождается съемкой этюдов и короткометражек… для поддержания творческого состояния, атмосферы, навыков…и вообще жизни!Не снимать теперь уже невозможно)))В дебрях Интернета не переставая, ищу темы, сюжеты, сценарии для короткометражек и этюдов.конечно, же с безусловным соблюдением авторского права (одним же делом-то занимаемся – ТВОРЧЕСТВОМ) Я уже сняла 4 короткометражных фильма, 2 из которых немые.Готовлю сейчас курсовую и диплом… как следует из ваших публикаций вы человек опытный и сведущий. не могли бы вы подсказать сценарные ресурсы и потаенные области интернет пространства,где согласились бы посотрудничать с выпускницей ВГИКа, конечно же за искусство))), т.к. по нынешним законам ВГИКовского образования все снимаем за свои деньги. Заранее спасибо за ответ)

Кот Шрёдингера | 14 Март 2013 в 16:52

Koroleva, есть сценарные форумы, например, сценарист.ру. Есть хороший ресурс снимифильм.ком. На последнем есть доска объявлений. На обоих сайтах можно, я думаю, найти близкого по духу сценариста.

Vehi | 14 Январь 2013 в 22:11

Дорогой Кот! скажите, не будет ли ошибкой снять весь фильм “одной немой сценой”. это КМ. это обусловлено отсутствием бюджета. это мелодрама. изначально планировался авторский текст. (наложила отпечаток работа на ТВ, создание документальных фильмов). постепенно стала видеть картинку без текста. интересно. но намного сложнее. все литературные изыски летят к чертям и съемка усложняется втрое. а фильм, в итоге, становится короче вдвое (как ни странно).

Кот Шрёдингера | 15 Январь 2013 в 0:52

Что будет ошибкой, увы, можно понять только в процессе. Мелодрама без слов это уже круто (если речь не о порно, но и в таком случае круто). Изыски пусть летят, – если они понадобятся, то найдёте решение после съёмок (хотя, я бы лично постарался такого избежать).
Усложняет втрое – главное, чтобы вы понимали, что это реально осуществимо.
Становится короче вдвое – однозначно плюс, а то и два плюса. Урезайте всё, что можно урезать, тем более вам никто не диктует правил.

Ася | 20 Декабрь 2012 в 13:36

Конечно, такие немые сценки писать в сценарии – можно расстроить актеров. Они любят пожаловаться, что сценарист делает за них всю работу. Нас так в моей киношколе тоже учат. Но тут тогда должны их придумывать сами актеры и режиссеры должны их вдохновлять.
Поскольку учусь на режиссера, мне эта статья очень помогла, спасибо огромное, я буду стараться.

Кот Шрёдингера | 20 Декабрь 2012 в 19:23

Ася, искренне рад, если статья пригодилась. Думаю, что вас правильно учат, но надо делать сноску на производство, когда в день снимают чуть ли не целую серию. Там уже не до придумывания и амбиций. Там если сценарист не написал, то никто и не напрягся.

(Так. Пора срочно писать в блог.)

nanoFave | 13 Март 2012 в 0:00

Не в тему, но я недавно посмотрела замечательный документальный релакс фильм “Вселенная глазами телескопа Хаббл”. На торрентах есть. Советую для поднятия настроения. Радует глаза. Честно.

Елена | 1 Март 2012 в 0:24

Эх. Как жаль. Хотела увековечить себя комментом от 29 февраля, а блог-то российский… Пишу эти слова зимой, а у вас уже весна.

Кот Шрёдингера | 1 Март 2012 в 13:54

Увековечить себя от 1 марта не менее престижно:) Так что пойдём договаривать недоговорённое.

Елена | 1 Март 2012 в 0:07

“Ага” понравилось. Какое рвение актёров, если ты всё время пишешь, что они играют то, что ты им придумаешь? Никаких вправо влево.
С первым днём весны, тридцатым февраля!

Кот Шрёдингера | 1 Март 2012 в 13:59

Да видишь, какая неразбериха с этими актёрами.
Говорю (или пытаюсь говорить) о сериальной работе, по старинке в голове держу (как большинство из нас) большое кино, а публикую авторские короткометражки.
Каша и неразбериха такая, как если бы при разборе романа прибегать к примерам из поэзии.
С одной стороны, надо бы добавить рубрик, тэгов и пояснительных сносок, но с другой – есть оферта:)))

Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.