Парень с айфоном
Вот и дотянул в молчании до первого дня лета (ужас: последний пост датирован 9-м декабря прошлого года). Вчера прошёл всемирный день блондинок, сегодня, если не ошибаюсь, день защиты детей и начало антитабачной кампании. Сегодня в очередной раз повысили тарифы на проезд. Жизнь продолжается. Посмотрим кино.
Уже третий фильм, к которому я прикладываю руку, становится фаворитом международного фестиваля авторского кино “Киноликбез”*.
В рамках традиционной программы “Нерегулярный воскресный кинотеатр” представляю вашему вниманию короткометражку Дмитрия Майорова “Девушка с флагом”. О наградах поговорим позже. Надеюсь, что вы сначала посмотрите, а затем уже прочитаете пост (иначе ваш просмотр получится предвзятым). Поехали.
Девушка с флагом
Чуток перекурим и подумаем, для чего было лирическое отступление о первом дне лета. Правильно, фильм снимался прошлым летом, когда всякие гады готовили совсем другой сценарий. Мы, разумеется, не подозревали, что в мире начнётся такая аццкая движуха. Мы держали в руках коротенький рассказ Чарльза Буковски “Кое-что о вьетконговском флаге” и ломали голову вопросами: как история тридцатилетней давности связана с сегодняшним днём? как заокеанские реалии перенести на нашу отечественную почву? Можно было обойтись притчей, но нас парила актуализация. Почему, для чего? Хотелось, чтобы почти абстрактная история сцепилась с современностью. Это не так просто. В один день в мире и цены повышают, и курить запрещают, и блондинок поздравляют, и детей от кого-то защищают. Что выбрать? Что выбрать, чтобы это было в кассу и чтобы работало на нашу концепцию? Мы ухватились за… прошедшие в Лондоне митинги, направленные против камер видеонаблюдения. Почему? Да потому, что попутно по московским каналам рассказывали про увеличение этих камер, про их пользу и т.п. Эта модернизация нам показалась более актуальной и более глобальной, нежели локальные мероприятия на Болотной (пишу это для тех, кто упрекал нас в конъюнктуре; если конъюнктура и присутствовала, то совсем в другой области). Наш прогноз касался не геополитических событий, а вот этого сопротивления всевидящему око (кстати, если бы пришлось делать фильм о Старшем Брате, то я бы вместо видеодевайсов выбрал бы компанию Google). Это всё, что я хотел рассказать для смещения вашей точки сборки. О том, что герои выступают против видеокамер, а сами упорно юзают свой айфончег, это вроде очевидно, это вы должны увидеть сами (хотя, уже сталкивался со зрителями, которые в упор этого не видят; уже на каждом шагу встречаются живые существа, для которых запись для ютуба важнее реальной трагедии, но это другой разговор).
Второй важный пункт. Финал истории. Финал, как я сто двести тысяч раз повторял, проблема большинства наших проектов. Проблема касается как независимого авторского кино, так форматных сериалов. Мы вроде сумели подойти к внятному финалу, но замылили его послесловием. Давайте разберём (лучше бы отдельным постом, но я не знаю, когда будет новый пост). Финальная точка, после которой история полностью себя исчерпывает, это “Не побежим”. Всё пришло к решению и даже изменению героя. Здесь точка, после которой начинается новая история. В полном метре мы обязаны были бы замолчать. В короткометражке позволили вольность: показали дальнейшие события (на которых герои визуально не присутствуют). Это уже в течение событий ворвались создатели и дали почву для раздумий. Прежде всего – технически – требовалась длина (экранное время) для осознания/переваривания этого самого “не побежим”. Во-вторых, герои ехали на митинг, эту тему требовалось – хотя бы формально – закрыть. А в-третьих, мы – надеюсь – вывели частную печальную прогулку в мир. Моя личная (только личная, не касающаяся взглядов съёмочной группы) трактовка подобного послесловия: мы получаем люлей в одной месте, а срываемся в другом. Пока мы этих люлей не получили, наши игрища – вандализм и детский сад. Скажу так: вместо того, чтобы разобраться с жэковской тёткой, мы прёмся менять конституцию. Вместо того, чтобы молча вымыть посуду, ебошим жену грязной сковородкой. Ну и т.д. Ссылка на “Собачье сердце”. Понимаю, что меня малость занесло, что моего мнения никто не спрашивал, что надо было перед постом и фильмом поставить 18+. Ну, оправдываю себя тем, что теорией драматургии интересуются люди зрелые. Спасибо за участие в разборе.
И пару слов о наградах. Конечно же, мы не взрослые и ни разу не зрелые (фильм и об этом тоже). Все вокруг (я не исключение) медленно, но верно впадают в ступор и какой-то депрессивный инфантилизм. Надо говорить, что “там взяли, там отметили, там наградили”, иначе не работает. Иначе аудитория тупит и с тоской спрашивает: ну и чё? Никто, никто из моих близких приятелей не высказал своего мнения, пока фильм не поехал по фестивалям. Теперь многие применяют трюк “ну, я же говорил…” Такое впечатление, что мы тихо превращаемся в парня с айфоном.
*Барнаульские награды: “Орландина” – Серебряный Жан-Люк. “Три” – Серебряный Жан-Люк. “Девушка с флагом” – гран-при фестиваля – Золотой Жан-Люк. Фильмы продолжают кататься по фестивалям и собирать награды, а мы готовим следующее кино.
P.S.
Не знаю, Господа, когда следующее обновление. Пропустил целый год наших с вами совместных занятий. У меня проблемы и с мотивацией, и с самопрезентацией, и с прочими творческими тараканами, которых давить можно только работой. Удачи вам в преодолении бесов “и так сойдёт” и “нафига оно надо”.
Во мне тоже боролись два этих варианта понимания – какой же из них хотел тиснуть реж? Хотя, видит бог, развязки ждал раньше. Тогда, когда девушка под спайсом танцует с флагом, а парень её снимает. Думал: ну! вот-вот, вот сейчас её прострелит! Сейчас она кинется на него и разорвёт вхлам, в тряпки и кровавую ветошь – таким образом завершив свой крестовый поход против камер наблюдения. Появление бомжа меня, если честно, сбило с толку
Если обратили внимание, за основу мы взяли рассказ Буковски. В оригинале был бродяга, от которого хотели отказаться. Перепробовали много вариантов. И байкера из “Ангелов Ада”, и толпу гопников, и каких-то магов с паранормальными способностями, но вернулись к бомжу. Он до сих пор мне кажется не совсем проработанным (да так и есть, чего уж там), но поезд ушёл.