Истории на миллионы
Камрад Дмитрий заказал семинар на тему “Как продать историю на миллион долларов за три рубля и как трёхгрошовую мыльную оперу впарить за миллион” (название тяжеловесное только по той причине, что тема скользкая). Впереди нас ждёт два лирических отступления и одно размышление о тонкостях купли-продажи. Идём по привычной схеме “три в одном”. Нетерпеливые могут сразу перейти к последнему акту, а те, кто Фёдора называют Федей и похлопывают его по плечу, имеют полное право семинар пропустить (благо бесплатный, а значит – по понятиям – беспонтовый).
Первое лирическое отступление
Генри Миллер уверяет, что автора от простого смертного отличает развитая фантазия. Допускаю, что Миллер живёт (если чё, то знаю, что уже не живёт) в мире, где все умеют изящно излагать свои мысли/фантазии/образы. Да, в таком мире у кого круче фантазия, тот и автор (не простой смертный). В обычной же жизни встречаются персонажи, обладающие и развитой фантазией, и даром увлекательного рассказчика, но способные свой природный талант реализовать на уровне мечтаний или, в лучшем случае, устной беседы. К тому клоню, что и развитая фантазия требует адекватного воплощения (будь то печатные буквы, или краски на холсте, или образы на плёнке). Каждая фантазия требует своей собственной конструкции, интонации и т.п. Мысль моя проста. Мало иметь вместо фиги в кармане офигенную идею. “Вот у меня есть такая супер-идея, если её сделать, то…” – такой подход к теме могут позволить себе только продюсеры. А раз мы не продюсеры, то оставим наши фантазии.
Второе лирическое отступление
Не буду говорить о том, что даже самые нудные и долгие книги изложены именно так, как изложены. Не надо, надеюсь, напоминать, что не все темы могут быть изложены в жанре подростковой комедии. Второе лирическое отступление о том, что отличает автора из первого лирического отступления от сценариста отступления второго.
Так вот. Сценарист со своей мегаразвитой (да хоть и недоразвитой и убогой) фантазией должен уметь не просто адекватно излагать историю, но излагать её в заданном формате. Редкий сценарист сам себе хозяин-барин, чаще всего он – как учат старые мастера – лакей, изогнувшийся в позе “чего изволите”. Кстати, Юрик, который сейчас в Гвинее, рассказал, что в Африке продают трусы с накладными булками. Ну, чтобы попа выглядела более внятно и убедительно. Увы, у нас таких модных гаджетов не продают. Мы в этом смысле даже от Африки отстаём. Ладно, повторюсь и ещё раз напомню, что мы подразумеваем под форматом (начинающие сценаристы это либо сразу улавливают, либо упорно игнорируют, что ни к чему хорошему не приводит).
Так вот. Если вам нет дела ни до жанра, ни до формата (речь не о сценарном формате, но о том, что ждут от нас каналы и/или производящие студии), то пишите себе романы или ищите так называемых независимых (режиссёров, продюсеров, спонсоров, инвесторов и просто почитателей вашего таланта).
Во всех остальных случаях (а случай у нас рассматривается один: продажа сценария) вам надо учесть две вещи: жанр и формат канала (со сценарным форматом вы по умолчанию знакомы). Если противно делать шнягу, пишите в стол, для потомков. Или сразу выкладывайте во всеобщий доступ – вас обязательно заметят, поймут, позовут и вылечат.
На третье
Обманул с конкретикой в третьем пункте. Требуется ещё лирики развести.
История на миллионы. Что под этим подразумевается? Саму историю не обсуждаем, ибо ваша история сама по себе шикарна и во всех смыслах потенциально успешна. Подразумевается, вероятно, что она пойдёт в кинопрокат. Речь о большом кино. Кино, требующее миллионных вложений, привлечения звёзд и создания спец-эффектов. Ну и глобальной рекламной кампании, конечно же. Кто на это пойдёт? Не знаете? На этот риск пойдёт одна из восьми мейнстримовских студий. Вы эти студии должны знать и должны ориентироваться на их вкус. Только учтите, что к ним в очередь уже стоят пять ведущих сценаристов страны. И у каждого сценариста по пять сценариев. И каждый сценарий создавался не менее года (могу рассказать сказки о том, что сценарий пишется за две недели, но такие сказки нам не помогут). Да, очень большие продюсеры говорили мне, что они рассматривают сценарии со стороны. Да, говорили, что сценарий должен быть хорошим, но что подразумевается под рассмотрением и хорошестью мне до сих пор никто не разъяснил. О какой истории идёт речь? Фестивальное кино. Иногда смотрю относительно недорогие европейские фестивальные ленты и думаю, почему у нас такого не делают. Делают. Свои режиссёры со своими драматургами. Речь, значит, идёт о каких-то полуабстрактных и полумифических студиях (речь, на сомом деле, о инвесторах, которые с удовольствием играют в большое и независимое кино). В год у нас в среднем выпускается около двухсот фильмов (цифра, вроде бы, растёт, не уточнял). Половина этих фильмов – так называемые телемуви (телефильмы), вторая половина – перемонтированные в телемуви мини-сериалы (четырёхсерийки, по сути те же телемувики). В сухом остатке рисковые работы рисковых парней. Есть ли у нас шанс? Да-да, семинар надо было начинать фразой “сегодня мы узнаем, как успешно продать офигенный сценарий”. Нам остаются сериалы. Сериалы востребованы. Как смелые, так и УГ. Держим курс на сериалы.
На десерт
Извиняйте дядьку, меньше слов ну никак.
Готовим сценарный пакет.
Полный пакет: логлайн, заявка, синопсис, поэпизодный план, сценарий (так называемый пилот) первой серии. Неплохо к пакету приложить хоть какое-то портфолио, но весь этот долгий текст исключительно для тех, у кого портфолио пока нет. Портфолио можно заменить сценарием, который вы прилагаете как образец своей работы (сценарий, который не вписывается в формат, но который вы смеете предъявить вместо визитной карточки).
Есть продюсеры, которые уверяют, что заявка ни о чём не говорит, что понять коммерческий потенциал можно только по готовому сценарию, но уверяют они не нас, так как знакомство с нашим сценарием они начнут с заявки. И, кстати, полный пакет сразу никто не осилит. Давайте вернёмся к началу и разберёмся с жанрами и форматами.
Первое. Вы должны понимать жанровую основу своего шедевра. Одни каналы предпочитают мелодрамы, вторые – боевики, третьи – комедии. Появляются каналы, которые специализируются на мутной мистике и смешанных жанрах. Но чистого жанра мало. Все каналы хотят мелодраму, но если для первого важна героиня с активной жизненной позицией, то для второго – героиня должна быть безвольной и в меру сопливой. Это мы вступаем в область формата. Вы должны знать вкусовые пристрастия своего будущего заказчика. Ваш сценарий как две капли воды похож на то, что уже идёт в прайм-тайм? Прикол в том, что это не минус вам, но большой плюс. Вы уже знаете, в какие двери стучать.
Можно на черкизон приехать с мешком героина и даже продать его. Возможно о вас напишут в газетах. Можно, если извернуться, продать на черкизоне свою старую иномарку. Да, такие случаи бывают, жизнь штука фантастическая и всё такое, но с тачкой надо переться на автомобильный рынок. Говорю к тому, что нет смысла рассылать свой сценарный пакет по всем адресам, более того, не нужно всех убеждать, что машина на ходу и сослужит добрую службу покупателю. Учтите: сегодняшний покупатель знает, чего он хочет. Ваша задача выйти на такого покупателя. Первое письмо с пятью файлами скорее всего полетит в корзину (и мистическим образом трансформируется в готовый сериал). Узнайте, что нужно данному каналу, рассматривают ли они такие-то истории, работают ли с посторонними авторами. Вступите с адресатом письма в связь!
Не обманешь, не продашь. Это рынок. Ваша заявка должна не просто заинтересовать вашего заказчика, она должна его заинтриговать так, чтобы он (чаще всего редактор) перешёл от заявки к поэпизоднику, от поэпизодника – к сценарию.
На бонус
О том, что входит в сценарный пакет, можно найти на страницах блога, но попытаюсь кратко повторить.
Логлайн. Хорошо разбирает логлайны Александр Волков. Писать логлайн это целое искусство (и не все профессионалы справляются с этим требованием). После аннотаций к современным фильмам и смотреть ничего не хочется. Читаю описания своих серий на кино-театр.ру и волосы встают дыбом. Но таковы правила игры.
Заявка. Синопсис. Поэпизодный план серий. Посерийный план сериала. Примеры диалогов. Всё это лучше непосредственно обсуждать с вашим редактором. Всё это потеряет смысл, если логлайн (или автор) вызывает сомнения. На первом этапе ваша задача правильно найти студию и правильно завязать знакомство. Когда Фёдора станете величать Федей, тогда сможете предложить историю, которая перевернёт весь этот телевизионно-сериальный мир. А пока держим нос по ветру и улавливаем, откуда тянет говнецом. Если возникнет необходимость, поговорим о сценарном пакете. До 10 мая сваливаю в Новгород Великий. Это не значит, что ваши вопросы пропадут. Комментируйте и подписывайтесь. Вернусь – продолжим.
Кроме самого пакета существуют питчинг и презентация. Презентации обычно делаются для потенциальных инвесторов, и нас волновать не должны. Как показывает практика, чем круче презентация (такой комикс с картинками), тем больше геморроя с проектом. Оставим презентацию исполнительным продюсерам, а сами подготовимся к питчингу. Питчинг – в нашем случае – тот же логлайн, только устный. Вы должны уметь в двух словах ответить на вопрос, о чём ваша история. Вы должны быть готовы к любым вопросам. Вы должны уметь защитить не только историю, но и самого себя. Это пц, это сценаристам-интровертам надо идти на тренинги и курсы актёрского мастерства. Я предпочитаю общение по почте (а вот коллеги женского пола уверяют, что только личная встреча).
О презентациях. Мой знакомый архитектор выиграл тендер на строительство гостиничного комплекса. Дело в том, что в конкурсе принимало участие порядка двадцати контор. Девятнадцать архитекторов исполнили свои проекты в 3D, а мой скромный знакомец принёс материал по старинке – на ватмане. Говорю к тому, что чётко и по правилам изложенный проект способен сам себя защитить. Следуйте правилам, и будет вам щастье.
P.S.
Вот те на, а про сами миллионы так и не рассказал. Фигня в том, что у нас нет законов и механизмов, регулирующих вилку навара. Знаю автора (в жж aka адольфыч), который по легенде продал свой первый сценарий за сто тыщ баксов. Ну, вторая фигня в том, что автор подписывает строго конфиденциальную бумагу, из которой следует, что он, автор, не имеет права разглашать коммерческую информацию (а ещё автор не имеет права наносить вред проекту и без особого разрешения чесать языком). Так что про миллионы не расскажу. А вот если требуются уточнения по сценарному пакету, то валяйте, спрашивайте, будем разбираться вместе. Всем – до после праздников. Много не пейте.
P.P.S.
Семинар наспех планировался для самых маленьких. То, что одни воспринимают как очевидное, другим кажется невероятным. По этой причине что-то важное могло быть упомянуто вскользь и впроброс.
…просто думаю, к людям с определённым образованием должно же быть определённое отношение… Сейчас уже не пять лет, а четыре. На заочку собираюсь, там Инин будет набирать. Сочинения не будет – в эпоху ЕГЭ живём, и я на старости лет сдал, правда, не очень :-/ А историю – да, надо пройтись. Спасибо огромное!