Дистанционное обучение сценарному мастерству
Скажу сразу, что никакие учебники, никакое онлайн образование вкупе с престижными (читай: дорогими) семинарами, вам не помогут. Вот так.
Не помогут, если нет практики. Если нет переписывания одного ненужного сценария и создание второй-третьей-четвёртой сомнительной истории.
Существуют, разумеется, мнительные натуры с заниженной самооценкой, но мозг большинства устроен так, что если и думает о чём, то думает, что сделанное зашибись, а вокруг одни непонимающие негодяи. Повторял и повторю ещё раз: учебники по кунг-фу создают нужный фон, задают общее направление, но сильнее нас не делают. Требуются если и не ежедневные, но систематические тренировки. Да, по телеку показывают уникумов, которые левой ногой поднимают пудовые гири, но умалчивают о долгих тренировках. Более того, поверьте, с такими самостоятельными тренировками можно такие болезни ног нажить, что уже никакого признания не захочется. Наш ленивый мозг устроен так, что всем ошибкам находит объяснение (ну, здесь такой смысл, здесь я хотел сказать то-то, а вот тут такая глубина, которая раскрывается в двадцать пятой сцене). Мозг устроен так, что всему находит оправдание (неприятно ведь признавать, что зря делали крюк в семь вёрст, когда можно было на метро проехаться).
Бывают простые ошибки, которых мы просто не видим. Можно считать себя кем угодно, но сценаристом остаётся тот, кто выслушал замечания, исправил косяки, посмотрел на экран и обнаружил ещё ряд драматургических ошибок. Запомним: всё лучшее, что происходит на экране – заслуга режиссёра, продюсера и актёров, всё сомнительное и провальное – вина исключительно сценариста. Эта аксиома, которую опровергать бесполезно.
В сторону лирику, вернёмся к предыдущему посту и перепишем его.
1. Логлайн.
Вот вам пример логлайна:
«История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была».
История героя/героини, который/которая хотел/хотела одного, а в итоге получил(а) вот это.
Это не история о том, что калек надо любить. Не о том, что и сирые имеют право на долгую счастливую жизнь. И не о том, что зритель после просмотра станет чище и добрее. Это злое кино, машина эмоций, приглашающее зрителя в Луна-парк, где в “поезде страха” специально обученные люди будут раздавать парням подзатыльники, а девок хватать за сиськи.
Логлайн может находиться в одном файле с заявкой и предварять её. Логлайн эта ваша презентация истории.
2. Заявка.
Ваше видение истории в свободной форме. Можно позволить себе красоты и литературные обманки, не поддающиеся экранизации. Чем интересны герои (чем отличаются и чем похожи на толпу других героев), чем увлекательна история. Напомню: чем короче, тем лучше. Не надо перегружать тем, что “а вот эту сцену можно решить так, что у половины старушек откажет сердце”. Если вы не врач и не социолог, то обходитесь без прогнозов и своего видения. Нам всего лишь требуется убедить окружающих в крутости героев (даже при том условии, что саму историю придётся полностью переиграть).
3. Синопсис.
Избавляемся от украшательств. Основная сюжетная линия, в которой, прежде всего, должна быть видна точка невозврата: бляяяя, историю не остановить, она началась и понеслась, и всем пц как интересно, трахнет ли Вова Олю и забеременеет ли Оля от Пети. Обратите внимание на пример с любовным треугольником: если такое возможно и даже приветствуется на MTV, то на России автора такой истории даже раком не захотят поставить. Из синопсиса – без ваших объяснений типа “для женщин 35+” – должно быть видно, ну, видно ваше попадание в формат канала.
В идеале уже синопсис должен привести читателя к внятному однозначному финалу. Можно позволить интригу и закончить синопсис большим и жирным знаком вопроса, но я вас этому не учил, вы это делаете только на свой страх и риск.
На практике дело иногда обходится одной заявкой без синопсиса или синопсисом без заявки. Более того, о них представление у всех разное, поэтому многое зависит от вашего обаяния и смекалки.
4. Поэпизодный план.
Вот здесь точно применим лозунг преподавателя и сценариста Александра Молчанова: действие, действие и ещё раз действие (продюсер уже подготовлен логлайном и понимает, что речь идёт не о банальном порно, но о чём-то бюджетном). К поэпизодному плану применимы все требования теории драматургии. Структура поэпизодного плана одной серии соответствует структуре любой другой серии (если речь о сериале). В поэпизодном плане мы ясно видим, где завязка, где сюжетные повороты, где финал или финальный крючок (ещё один сюжетный поворот, увлекающий нас к следующей серии).
5. Сценарий.
Вроде бы повтор поэпизодника, но только с диалогами. Что должно быть видно из первых сцен сценария? Нет, не экспозицию и завязку, но ваше умение строить сцену. К сцене применимы те же законы, что и к целому сценарию. У сцены должно быть развитие (писал об этом подробно, ещё буду говорить, но сейчас не до повторов). Ваше умение видеть и, разумеется, излагать мизансцену. Правильный порядок мизансцен – вот успех сцены, приводящий к следующей сцене. И, конечно же, ваше владение прямой речью персонажей. О диалогах мы сейчас говорим в самую последнюю очередь по той причине, что на этом этапе можем заменить вас на диалогиста.
Вот. Меня пока нет, ибо нахожусь далеко от компьютера. Вернусь – проверю конспекты и загружу ещё. Если верить статистике, офф-топы пользуются большей популярностью, нежели сухие лекции. Вернусь из поездки и сразу начну спич про секреты кунг-фу, то есть, про давно обещанный подтекст. Кина в это воскресенье не будет, ибо нефиг штаны у монитора просиживать.
UPD, важно!
О том, как составить сценарную заявку, читаем отдельный пост.
Как-то наш незабвенный и уважаемый «Разгильдяй» авторитетно заявлял, что сценарии не пишутся… – сценарии переписываются (много, много раз). Иногда меняются до неузнаваемости.
Вот пример: сценарий известного фильма (старая, добрая кинопроза). Если его сравнить с фильмом, можно найти много отличий. Кажется (утверждать не буду), многие сцены менялись уже во время съемок. И вообще этот сценарий нужно просто прочитать, хотя бы для примера (и получить удовольствие).
http://scriptmaking.ru/forumtopic/3896
Случайно в жж подсмотрела: “В тв-сериалах я снимался, как артист-массовки. Но однажды сыграл эпизод. Я совершал некие действия, которые снимались крупным планом, и кроме меня в кадре находился Главный Герой. И у меня по сценарию даже имелась фраза, а именно: “Все в порядке, шеф!” И перед съемкой режиссер даже побеседовал со мной минут десять. Но в день съемок режиссер мою фразу “Все в порядке, шеф!” вычеркнул, сказав при этом раздраженно:
- Да, ну ее на фиг… драматургию эту!!!
Но гонорар заплатили все равно – как за эпизод, то есть – в десять раз больше, чем за массовку”
Вроде бы где-то обсуждали, что можно вытворить со сценарием.
А для пресечения подобного произвола на нормальных проектах присутствует редактор по площадке (или редактор на площадке). Иногда это сам сценарист (или один из сценаристов), иногда… реквизитор.
Ну, если “нунах эту драматургию”, то, думаю, там уже всё плохо. Либо режиссёр хорошо знает сценарий (является, допустим, соавтором), и понимает, что фраза здесь лишняя.
Спасибо за пример. До диалогов ещё доберёмся.