Цели героя
Вдогон к предыдущему посту. Там много слов получилось, попробую сделать из сумбура синопсис.
Первое
Здесь обычно говорят, про авторское видение и особенности проекта. Так вот. Я не раз повторял, что не знаю, зачем веду блог. То мне кажется, что для себя, то типа поделиться опытом, то, допустим, ради имени и самопиара, то как загашник для дополнительного дохода в старости. Всё это жизнь. В жизни бывает то так, то эдак, многое зависит от конкретных обстоятельств и сиюминутного настроения. Иногда мне вштыривает, я пишу текст и не думаю, для кого и и для чего он пишется. Замечательно, когда нас не волнует вопрос, к какой из целей движется герой. Только у героя цель быть должна. Обязана быть. Чем меньше рефлексии, тем лучше.
Второе
Это просто запомнить. Цель героя формирует финал. Если вы ясно представляете цель героя, то ещё до написания сценария можете вычислить – придёт герой к цели или обломается. Цель героя определяет завязку. Завязка это точка невозврата, после которой авторский произвол заканчивается. Только герой озвучил цель (пишу грубо, но держим в уме, что цель могут озвучить обстоятельства, в которые герой попал), история начинает раскручиваться сама собой, без авторского участия. Автор, как мастер секретных практик, лежит на диване и придумывает препятствия на пути от дивана к столу. Цель вскрывает особенности характера и цель определяет среду, в которой герой будет действовать. А значит, цель героя определяет и жанр будущего сценария. Это просто, но если не знаете, с чего начать сценарий, то начните с конца. Определите, какие цели вам интересны (не в жизни, а в вашей фантазии). Ответьте себе на вопрос, к каким целям вам хотелось бы двигаться и какие препятствия (поворотные точки сюжета) хотелось бы создавать/преодолевать.
Третье
Из области эзотерики (продюсерам не показывать). Гумилёв кому-то говорил, что стихи пишутся либо для себя, либо для Бога*, либо для людей. Мы можем обсуждать/критиковать/улучшать только то, что делается для людей. Каждую сцену можно разобрать и уточнить под углом “цель героя”. Легко ответить на вопросы: есть ли в сцене продвижение к цели, есть ли новое препятствие, есть ли топтание на месте. Если топтание, то ради чего? Да, герой присутствует далеко не в каждой сцене, но каждая сцена маякует нам о цели героя. Это касается как боевиков, так и мелодрам. Мы помним, что хороший автор маскирует ружья под ножки табуреток, поэтому ещё отступление.
Четвёртое
Цель не всегда внятно артикулируется. Более того, порой цель прячется как от героя, так и от зрителя (эти нюансы автор может решить только один на один с собой, со своими талантом и совестью). Про ложные цели ищем в учебниках по драматургии. Собираюсь, кстати, как-нибудь на досуге сделать выжимку из популярных книжек.
Это был синопсис статьи “Деньги, власть и спокойная жизнь“. Странно, но периодичность блога напрямую зависит от погодных условий. Вот почему в Голливуде 365 дней в году светит солнце.
*Оратории для Бога существуют только на бумаге и никогда не исполняются. Возможно, это лучшие произведения, но, увы, мимо нас.
UPD: ещё по теме “Готовим сценарную заявку“.
И вот после семилетнего перерыва новый текст про путь героя.