Архетипические ситуации
С одной стороны, понимаю, что в Сети обещания про вчера-сегодня-завтра не имеют смысла. Текст либо есть, либо его нет, но с другой стороны, обещания они и в одиночной камере имеют силу. Так или иначе, но в очередной раз нарушу план и поделюсь сокровенным. Поговорим сегодня про странные ситуации, сны и мнимые косяки.
С вами бывает такое, что вы с двух секунд понимаете, что это не ваш жанр, не ваша история, не ваши герои, но картина чем-то цепляет? Ну, вы продолжаете смотреть несносную пургу, ругаете её, указываете на все ляпы, но в итоге говорите: в этом что-то есть.
Так вот. Поделюсь сегодня своим старым открытием, в истинности которого сомневаюсь. Сомневаюсь по той причине, что не знаю, подмеченные мной приёмы делаются на сознательном уровне (прямо артикулируются создателями картины) или получаются какбэ случайно. Оставим сомнения и признаем, что то, о чём пойдёт речь, работает.
Открытие моё до банального примитивно. Любое кино, любой сериал – сновидение наяву, воплощённая галлюцинация. Сейчас не будем обсуждать тему, что вы являетесь именно тем, какие галлюцинации потребляете. Не будем обсуждать, что самое убогое порно закачивается в мозг с теми же целями, что и утверждённая киноакадемиками классика. Не будем обсуждать, что сериал, в котором “всё как в жизни”, не является реализмом и в нём ни разу ничего нет от реальной жизни. Всё это оставим на какой-нибудь слякотный осенний вечер. Поговорим лучше о конкретных трюках.
Секретные драматургические приёмы, о которых через не-хочу скажу, используются как в большом кино, так и в самых галимых сериалах. Примеры, надеюсь, найдёте сами.
Жанры и форматы не трогаем, смотрим на общее. Начал с того, что история не та и герои отстой, но что-то удерживает внимание. Это что-то – конкретная, “осязаемая” ситуация, в которую попадают герои “здесь и сейчас” независимо от сюжета. В одних фильмах эти ситуации крепко вплетены в сюжет и без них не обойтись, но в других фильмах эти же ситуации могут быть и внесюжетными. В предыдущих лекциях я говорил, что сцена “здесь и сейчас” решает если не всё, то многое. Ладно, не буду томить, сразу перечислю несколько ситуаций, затем расшифрую их, а в финале разберу один известный пример.
Поехали (знаю, что список не полный, поэтому буду рад комментариям):
1. Полёт и/или падение с высоты. Зависание на карнизе и над пропастью. Страх высоты.
2. Замкнутые пространства. “Ловушки” в запертых помещениях. Это касается не только триллеров/боевиков/ужастиков, но и мелодрам: некто оказывается шкафу и не может до поры выйти из него, ну и тэ пэ. Последующие два пункта часто связаны с замкнутыми пространствами и усиливают ситуацию.
3. Пожары. Много дыма, огня и взрывов, являющихся труднопреодолимым препятствием. Можно было бы отнести к предыдущему пункту, но огонь самодостаточен настолько, что герой может смотреть на него не только изнутри, но и “извне”.
4. Наводнения, потопы и затопы. Опасность утонуть такая же, как в предыдущем – опасность сгореть или потерять всё.
5. Погоня. Говорю не сюжетообразующей погоне, когда хороший парень преследует преступника или наоборот, но о скорости погони. Скорость как смертельная опасность (со всеми очевидными трюками). Или даже скорость как скорость, бег влюблённых вдоль океанского побережья.
6. Лабиринты. Выношу в отдельный пункт, хотя вроде бы можно отнести к замкнутым пространством. Лабиринты хорошо сочетаются и образуют гибриды лабиринт-пожар, лабиринт-потоп, лабиринт-скорость и лабиринт-темнота (темноту вынесем в отдельный пункт). Сюда же – лестницы и переходы “с уровня на уровень”.
7. Темнота, провоцирующая неприятное жужжание ламп и труб и появление тварей, но шутки в сторону.
Уверен, что список можно дополнить. Можно даже сделать такие списки для разных жанров, начиная с хоррора, заканчивая мелодрамой.
Суть вот в чём: герои попадают в ситуации, когда нам уже нет дела до предыдущих сюжетных косяков, нет дела до “психологии” и вообще – ни до чего нет дела. Нас лишь парит, как персонажи из подобной ситуации выкарабкаются. Более того, им, может, и выкарабкиваться не надо, они летят на своём прогулочном вертолёте, помнят про технику безопасности, петтингуют друг друга, но штурвал из рук не выпускают. Даже зоны турбулентности и аэродинамические дыры – штатная ситуация. Ничего смертельного, но дух захватывает (если всё грамотно сделано, но уточню: это всё работает даже в слабых проектах).
Не знаю, как в учебниках, но для себя я назвал эти ситуации сномическими. В самом реалистичном повествовании нам дают кусочек нашего собственного сновидения. Сюжет прост, персонажи шаблонны, но вот мы попадаем в область собственного сна: не каждый зависал в реальности над пропастью, но почти каждый падал и чудесным образом спасался во сне. В жизни – упаси Боже – трудно на лету схватиться за карниз, но во сне такое возможно. И дело не в том, что у персонажа не было спецназовской подготовки, в том, что нам важнее втянуть зрителя в ситуацию, нежели строить драматургические подпорки (персонаж типа с детства болтался на детской “паутинке”).
Про сны наяву всё ясно или надо писать дополнительный пост? Если ясно, перейдём к мнимым косякам (хотя вижу, что самым сообразительным уже стало скучно).
В “Титанике” современная экспедиция поднимает со дна океана рисунок. Разумеется, продюсеры знают, что море за пару месяцев сжирает не то что бумагу, но и наши пластиковые бутылки. Фильм начинается с косяка и какбэ намекает нам, что косяков впереди ещё будет. Но, блин, мы вкуриваем историю, которая не связана с тайнами океана – никакого “Титаника” не существует, есть сон, в котором много воды, красивых залов, лестниц, замкнутых пространств, погонь и падений. Это трип, в котором, рассказ старухи всего лишь формальный повод введения вам галлюциногенной инъекции. Любой редактор вам скажет, что старуха рассказывает о вещах, которых знать не может. Это косяк, но косяк осознанный и мнимый, дальнейшие выводы делайте сами.
Раз уж обещал конкретные примеры, остановлюсь на этом кассовом фильме. Посреди картины нам на компьютере показывают, что произойдёт с Титаником. Как в опере мы знаем сюжет, мы знаем, чем всё кончится. Дело не в том, что мы следим за как кончится, а в том, что и в наших снах подобное бывает: мы бежим к развязке, которую если не знаем, то предчувствуем и даже создаём.
Оставим сны. На сегодня всё. Прошу для дальнейшего разговора осилить фильм “Адаптация”. И да, кстати, раз уж сказал о том, что вся картина, будь то фильм или сериал, является сном наяву, то додумайте мысль о том, что любая сцена, даже самая бытовая и “реалистическая”, может быть архетипической. Сказал уже, что не знаю, сознательно нас погружают в грёзы или нет, но порой самые тупые сериалы помимо нашей воли погружают нас в состояние транса. Ни с кем из коллег этим знанием не делитесь, ибо чревато.
На бонус добавлю ещё один маленький совет. Любое действие происходит в пространстве, это очевидно. Но не все учитывают факт, что пространство не только плоскость, у пространства есть высота и глубина, есть уровни. Обращайте внимание на то, чтобы у вашего пространства были чердаки и подвалы, ибо это захватывает:)
в последний раз напоминаю: мы на ты!:)
а вообще, пестню ты завёл такую ёмкую, что и впрямь забудешь, с чего начал – так там много всякого животрепесчусчего, и всё это хочется обсосать до последней косточки.
про силы – поняла. буду!