Мнимое расширение

Своё обещание про подтекст помню, но пока поговорим про объём сценария.

@zurblog

Нет, речь не пойдёт про формальный (сколько у шедевра должно быть страниц) объём сценария. Коротко поговорим про метафизический объём, который можно сравнить с геометрией, объём, про который говорят “выпукло”, “глубоко”, “плоско”, “узко”, “схематично” и т.п.

Сейчас предложу список, который может продолжить любой желающий.

Значит так. Объём нашего воображаемого фильма возникает из:

1. Подтекста, который чаще всего “прочитывается” неоднозначно (одними, например, прочитывается так, а другим и вовсе не виден).
2. Из аллюзий и цитат. Этот пункт требует подпунктов, но свалю всё в кучу: отсылка к реальным событиям, к Истории, к мифологии, к другим произведениям искусства и, в частности, к фильмам, даёт определённый объём.
3. Неожиданная смена планов и декораций подчас рождает неожиданную глубину, это вроде бы работа художников, операторов и режиссёра, но сценарист вполне себе может подготовить необходимость такой смены. После каких-нибудь тесных разборок вывести персонажей к озеру и дать им возможность оглядеться (а зрителю передохнуть), – такого рода переходы (фантазируйте сами) расширяют пространство. Это тема отдельного разговора, но вы уже поняли, что здесь ключевое понятие “монтаж”.
4. Истории внутри истории. Дробить можно почти до бесконечности, но в какой-то момент общая картина может стать плоской, то есть, забыв меру, можно прийти к противоположному результату.
5. Загадки и ребусы. Локальная загадка одного эпизода (одной сцены и даже одной реплики) может всю картину превратить в шикарный долгоиграющий ребус. Примеров у нас хоть пруд пруди, так что сценарная задача под силу и новичку.
6. Как богатство красок и расширение визуального пространства, так и лаконичный сюжет в чёрно-белом цвете может дать глубину. Камерные истории очень живучи и многогранны, но сила их либо в подтексте, либо в ребусе из предыдущего пункта.
7. Смена времён года и смена эпох, смена географии и ландшафта, но… это мы повторяем третий пункт.

Если нам повезёт и мы ещё раз встретимся, то обязательно обсудим каждый пункт. Обсудим, как добиться объёма от сценария, который не предполагал глубины.

Ещё по теме:

От целого к частностям.
Изображение и звук.
Tabula rasa.

Записки сценариста

С Наступающим!

Спонсор месяца: Аноним.


Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.