С чего начать сценарий
Ну, точно, карма у меня такая, что приходится отвечать на вопросы, которые кажутся глупыми или бессмысленными. Сначала давайте разберёмся, настолько ли вопрос лишён смысла, а затем я буду долго и нудно рассказывать, с чего начать сценарий.
Сегодняшнюю лекцию поделю на две части:
1. Разберём суть вопроса.
2. Факультативно поговорим с “продвинутыми” сценаристами.
Конечно же, вопрос “с чего начать сценарий” звучит так же интересно, как и “с чего начать строительство дома”. Но если вы ни разу не занимались стройкой, но очень хочется начать, то вы будете рады любым советам. И я вас щас буду радовать.
Предупреждаю: даже со строительством всё не так просто, как нам кажется. Одни советчики будут плясать от бюджета и выбора материалов, вторые (которым на ваш карман забить) сразу же перейдут к планированию помещений и/или уместности ваших архитектурных фантазий в данном ландшафтном дизайне. Да, и в нашем ремесле необходимо учитывать ландшафтный дизайн, погодные условия и – даже – психологические особенности соседей. Всё так, но пока забьём. Построение художественного произведения от бардака на нашем дачном участке тем и отличается, что начать можно сразу с крыши, с окон или с какого-нибудь подозрительного чулана. И я бы не стал отвечать на данный вопрос, если бы случайно не наткнулся на ответы завсегдатаев сценарных форумов. Не стал бы отвечать, если бы вопрос не повторился (уж не знаю, один ли автор меня разыграл, или это совпадение, или реально несколько человек озадачились подобным вопросом, но я ради любопытства даже в интернет полез).
Профессионалы говорят, что сценарист в первую очередь должен придумать историю. Вроде бы всё так, но почему в первую? Вот я нагло заявляю, что сценарист должен придумать историю в последнюю очередь. Скажем так: в конечном итоге сценарист должен рассказать нам интересную историю. Согласны? Акцент делаю на “итоге”. Итог обычно складывается из нескольких составляющих, из нескольких причин.
Есть профессионалы (их меньше, чем предыдущих), что рекомендуют придумать героя. Типа необычный герой сам спровоцирует ситуации и двинет историю в нужном направлении.
Так вот. У меня возникает встречный вопрос: что первично – история или герой? Подозреваю, что они возникают синхронно, как сознание и материя, как яйцо со свой курицей (хз, или курица с яйцом).
Размышление это очень и очень важно. Одиссей не может мечтать о дочке олигарха, а фотомодель не в состоянии повторить путь Одиссея (уже слышу возражения, что и такое возможно, но об этом позже). Герой должен органично вписываться в историю. История, в данном случае, это то, что может произойти и происходит только с этим героем. И герой, повторимся, это тот, кто единственный может совершить данные поступки и оказаться в данных обстоятельствах. Это идеальная конструкция, в которой герой неотделим от истории и наоборот. Те, кто мне возражают сейчас, уже находятся в стадии продвинутых драматургов. Возражающие уже километрами гонят необычных героев и необычные истории. До этого и мы дойдём, не сегодня-завтра и нам придётся отпустить тормоза, а пока поговорим о банальном и глупом.
Старые мастера советской сценарной школы начинают с атмосферы. С атмосферы, с мелодии, с явлений почти неуловимых и трудно фиксируемых. Для них, если я правильно улавливаю суть, кинолента сродни живописному полотну. Поэтому сценарии старой школы похожи на повести и рассказы. Кстати, ещё вопрос: кто-нибудь знает сценарии, записанные в форме романа (экранизации не в счёт)? Атмосфера это то, что связывает историю и героя в единое целое. Сегодняшнее кино (под кино сейчас подразумеваем всё, что “игровое”) лишено атмосферы, герои спокойно переходят в чужие истории, а истории навязываются незнакомым героям. Оставим действительность, вернёмся к теории.
Нескромно поделюсь собственным опытом. Я пляшу от ситуации. От маленькой ситуации, в которой оказываются маленькие персонажи. Персонажи либо вырастают в героев, либо нет. Ситуация либо развивается в историю, либо нет. Если роста/развития не происходит, значит что-то не так. Либо персонажи надуманны, либо ситуация натянута. Где-то ошибка (в таких случаях продюсеры говорят: нет потенциала). Я не навязываю свою технику, просто обращаю внимание на то, что замысел зарождается вместе и с героем, и с возможной историей. Более того, первоначальная (в придумывании) ситуация не всегда оказывается первой сценой сценария. О первой и последней сценах надо будет говорить отдельно.
Поехали дальше.
Кто-то известный (увы, забыл имя драматурга, но найти не проблема) рекомендует начинать с финала. Начинать сценарий с хорошего финала, а затем подгонять под него всю историю (в данном случае первичной оказывается история). Вот после первоначальной ситуации я сразу начинаю думать о том, чем это всё может закончиться. Это важно. Финал задаёт не только направление, но и трудности (как для героев, так и для автора). Чем больше трудностей, тем лучше. О движении, к сожалению, без определения жанра мы говорить не можем. У мелодрамы будут одни трудности, у триллера совсем иные. Как писать сценарий не обсуждаем, пока говорим о первых шагах, а именно – с чего начать.
Ещё возникает проблема со всеми этими идеями, логлайнами, синопсисами, сценарными заявками и прочими “началами”, которые многие из нас откладывают на “после сценария”. Надо ли начинать сценарий с проговаривания внятной идеи? По мне, так все эти “формулировки в два предложения” подходят к экшену, то есть к приключениям, боевикам и погоням. Там, где есть хоть малейший намёк на сверхидею, на подтекст (поговорим, помню), на социальную проблему и вообще, там мы проговариванием идеи можем на корню убить собственное начинание. Конечно же, в задумке должен быть драйв, должен быть этот самый потенциал, но раскрыться они могут (и дать энергию зрителю) в самом финале, в середине, в третьей сцене. Посему отвечаю: сценарий можно начать с любой сцены любого эпизода. И продолжать его можно в любых направлениях. Если мы пишем первый-второй сценарий, то рассчитываем силы и опираемся на свой собственный внутренний интерес. Там, где есть сомнение, оставляем пробелы. Если сценарий складывается правильно, то все нужные сцены придут (в своё время, лишь бы вы продолжали работу над задумкой). Если где-то ошибка, то хорошие сцены не пропадут, они могут вам пригодиться в четвёртом-десятом сценариях, но это придёт с опытом. Пока вы не напишите шесть сценариев, седьмой не возникнет из ниоткуда, даже не мечтайте.
Как всегда, много слов. Перейдём к обещанной второй части, а затем вернёмся:)
С чего же начать сценарий продвинутому сценаристу? Под продвинутостью мы подразумеваем вот что: вам уже доверили сто вторую серию двенадцатого сезона “Присунь мне изящно”. Что у вас есть? У вас есть восемьсот серий предыдущих сезонов, но времени на изучение нет. Зато есть краткая характеристика главных персонажей. Есть так называемые локации. Есть ваша (вами написанная или вам предложенная, не имеет значения) сценарная заявка на эту сто вторую. И нет времени на написание, так как “нужно вчера”. Что делать? Мега-префессионалы и супер-драматурги страдают две недели, а шедевр фигачат в последнюю ночь. Мы этим путём не пойдём. Мы возьмём лист бумаги и сразу же (повторяю: сразу!) выпишем основных персонажей, которые нам понадобятся по сюжету. Затем сформулируем те их характеристики, которые можно визуализировать (это нас сподвигнет к быстрому придумыванию сценок). Затем мы обратимся к сценарной заявке и вычленим из неё пять основных событий.
(Почему пять? Цифра условная. Если речь идёт о серии с предположительным хронометражом в пятьдесят минут, то мы каждым десяти минутам экранного времени посвятим по одному серьёзному событию.)
У нас есть пять серьёзных событий. Было бы здорово, если бы каждое событие являлось бы и сюжетным поворотом. Да, требуют два, но два это скучный минимум, пять это куда энергичней, с пятью поворотами на серию вас с руками оторвут (только вот лекцию о сюжетных поворотах мы перенесём на неопределённое будущее). Эти пять событий нам уже диктуют некоторую структуру: выстраиваем их по значимости, первый сюжетный поворот отправляем в первое событие, второй поворот – в последнее. А далее мы разбиваем каждое событие на десять (!) сцен. Пять на десять равно пятьдесят. Если в среднем на серию требуется тридцать сцен, то у вас есть очередная фора (или бонус, который вы сами себе выделяете). Требуйте с себя с запасом, тогда у вас и сил будет больше, и время распределите более разумно. Загадав тридцать сцен, вы в очередной раз дотянете свои фантазии до дэдлайна. С пятьюдесятью сценами вы начнёте работу прямо сейчас.
Что ж, вроде за рамки вопроса “С чего начать сценарий?” я не ушёл. Если что-то забыл, то допишу в комментариях. Если вспомню, что упустил что-то важное, то уделю проблеме отдельный пост. Всё надо с чего-то начинать. Вот я, например, дал себе обещание говорить только о простых вещах. А если меня и заносит, то это уже “на бонус”. Кстати, друзья друзей просили побольше всякого видео. Озадачусь, добавлю скопом всякого разного, по всей видимости сделаю это “задним числом”. Всем удачи.
P.S.
Меня спросили и я ответил:)
P.P.S.
Важно. Не суть, с чего вы начнёте свой первый сценарий, его реально можно начать с любой ерунды, и никто не знает “из какого сора растут стихи”. Куда важнее выработать свой метод. Если начинаете строительство с крыши и вам это удаётся, то фиксируйте для себя те самые невидимые крючки, на которых крыша крепится. Если крыша держится хорошо, то подвести под неё стены и фундамент не такая уж и проблема. И не слушайте тех, кто предлагает начать с прикупа материалов. В нашем деле материалы поступают по мере необходимости. Ждёте дэдлайна? Ну, тогда материалы будут только в ваших фантазиях. Начали с крыльца? Отлично! Сейчас подвезут весь дом.
С чистого листа (продолжение банкета).
UPD: ещё до написания первого драфта важно определить для себя цели основных персонажей.
А что в вашем понимании продвинутый сценарий?