Калека с периферии
Сразу предупреждаю: сегодня нас ждёт долгий офф-топ о театре и около. Сценаристы, умеющие читать между строк, возможно извлекут для себя какую-то пользу, а ленивые сегодня идут лесными тропами.
Первое лирическое отступление (личное):
Вчера меня пригласили на премьеру спектакля “Калека с Инишмана”. Случайно в одном из комьюнити записался в Театр на Таганке на пресс-показ пьесы ирландского драматурга Мартина МакДонаха («Залечь на дно в Брюгге»). Получил два билета, и теперь с меня отзыв. До похода в театр почитал аннотации, которые ввели меня в заблуждение (ну, обманули мои ожидания). А сейчас почитал официальные отзывы и ещё раз ничего не понял. (Это лирическое отступление нам понадобится для развития сюжета, поэтому внимательно следите за каждым словом.)
Отступление в отступлении: в моей домашней тематической ленте периодически появляются различные отзывы и вполне себе серьёзные статьи. Из-за этих статей я совсем не торопился смотреть фильм Звягинцева “Елена”. Из ленточных опусов я понимал только одно: проблематика фильма меня совсем не интересует. А на днях под страхом смертной казни “Елену” посмотрел и понял, что благодаря критике чуть не пропустил одно важное событие в своей личной жизни. Сразу оговорюсь, что не являюсь киноведом и, тем более, театралом, поэтому сегодняшний спич будет носить отвлечённо-кухонный характер (приготовьте себе кофе и, если время позволяет, расслабьтесь).
Второе лирическое отступление (абстрактное):
Как-то на лукавый вопрос “что в искусстве важнее – что или как“, Дмитрий Александрович Пригов лукаво ответил “кто“. То есть, нам куда важнее знать, кем создано, нежели что и как. Но это было лет **дцать назад. Сейчас какбэ такая ситуация, что ещё важнее кто за спиной этого “кто” стоит. Нас сразу интересует бэкграунд (не произведения, а создателя): какая тусовка, какая кинокомпания, какая партия, какой инвестор или спонсор. Любое явление, от художественного шедевра до политической фальсификации, моментально становится второстепенным поводом для первостепенных пиар-игрищ. Плюс этих пиар-войн в том, что анонимус я могу без дополнительных ксив посетить мероприятие. Несомненный минус – почти бессмысленный информационный шум, в котором приходится либо полностью отключаться, либо включать мозг (пьеса косвенно и об этом). Пиар-отдел театра намекнул мне, что в пьесе есть масса загадок, которые автор не загадывал, но на которые я могу попытаться найти ответ. А вот продвинутые райтеры ИТАР-ТАСС доказывают мне, что МакДонах фамилия какая-то падонкаффская, что некомильфо рисовать такую фамилию на афишах легендарного театра. А по мне так вполне себе гламурно-звучащая фамилия (мне б такую). Вот и получается, что я оказываюсь в круговороте споров, не имеющих отношения к загадкам (которых, по моему мнению, никто не загадывал). Наклёвывается признание: как только мы сталкиваемся с искренними и сильными человеческими чувствами, так сразу начинаем нести чушь (и делать это либо анонимно, либо во множественном числе). Кстати, спасибо огромное Сергею Федотову и всей труппе, принимавшей участие в создании постановки “Калека с Инишмана“.
Третье лирическое отступление (конкретное):
Хз, что считать в современных условиях авангардом. Из-за пресловутой глобализации многополярности обычная академическая постановка трактуется как авангардная. Но не суть. Ровно четверть спектакля по моему лицу текли слёзы. Ещё четверть спектакля я глупо смеялся. А половина спектакля (четверть к слезам и четверть к смеху) была оставлена на осознание происходящего, на переваривание мыслей и на предугадывание последующих событий. Крепкая и ровная постановка (сценаристам, у которых проблемы с темпо-ритмом, смотреть обязательно). Сюжет пересказывать не буду, ибо может получиться спойлер.
Напомню, что не являюсь театроведом, поэтому скажу только, что после спектакля мне захотелось обнять своих близких и друзей и сказать им…
Так что драматургическая сверх-задача достигнута, невидимые стрелы искусства попали в цель (а цель, всё-таки, не моя дурная голова, а сердце).
Ну, как-то так. Вроде отчитался. Некоторое время редакция на каникулах. Походу дела что-то потерял, если вспомню, допишу в комментах. Всем удачи.
…и правда, трогательно, грустно, больно, продирает до костей, всем кто еще не зажрался до невосприятия как прививку человечности, надо на это сходить.Режиссер из Перми Федотов сделал резкий спектакль, он как запах чеснока рвет ноздри, но при этом лечит и душу и сердце.