Драматургия кино
Ну, с Новым Годом, Господа сценаристы. Попили и хватит. Пора мозг включать. Сегодняшнее размышление специально будет категории light.
Если мы себе вообразим вульгарную (а это и без воображения то самое, чем мы здесь занимаемся) драматургию литературы, драматургию театра и драматургию кино, то без лишних дискуссий придём к выводу, что большинство современных сценаристов занимается абстрактной и вульгарной драматургией литературы (позвольте сегодня не копаться в смыслах и не определять, чем отличаются литературная, театральная и киношная драматургии). От нас прежде всего требуют литературной (и только) основы сценария. Получается так, что и большое кино, и телевизионные сериалы давно идут по пути бульварной литературы: крепкий сюжет, необычные персонажи, интересные и неожиданные ситуации. (Началось, думаю, с американского кино по пять центов билет, а затем закрепилось американскими учебниками.) В общем-то, а что ещё нужно? Ну, для ширпотреба вроде самое оно и даже с излишком. Это так, но когда ширпотреба становится много и возникает мнимая конкуренция, то возникает потребность в изысках, в фишках, в излишестве.
У кинодраматургии есть свои маленькие особенности, отличающие её от той же (вроде бы близкой) драматургии телефильма. Увы, наше отечественное прокатное кино по своему внутреннему наполнению приблизилось к телефильму (выделил “прокатное”, так как с бесперспективным фестивальным кино дела обстоят немного лучше).
Такое впечатление, что фраза Мандельштама “нам союзно лишь то, что избыточно” ушла в подполье. Избыточность теперь “союзна” лишь редким гурманам и/или сумасшедшим. Из кино почти исчезла поэзия, но хватит обобщений, поговорим о… проходных сценах.
В кино, разумеется, проходных сцен не бывает, но раз этот термин употребляется, то давайте попробуем определить, что это такое.
Сцена-перебивка, помогающая разделить нам две похожих натуры, либо два интерьера (два съёмочных объекта, которые без перебивки могут вызвать некоторые недоразумения или, проще говоря, непонятки). С такими сценами вроде всё ясно. Чаще всего это заявочные планы, которые могут не присутствовать в самом сценарии (но лучше, если они всё-таки присутствуют, имхо).
А вот внесюжетная (или даже внефабульная) сцена может считаться проходной. Сцена, которая без видимого ущерба для общей истории легко удаляется из сценария. Сцена, которая не несёт в себе новой информации или, более того, вообще не является информативной. Вот такая, блин, якобы ненужная сцена, которую нужно уметь защитить. Для защиты проходной сцены я и начал с драматургии кино.
Бывают цветы без повода. Даже если они и вызывают недоумение, то всё равно вызывают радость. Бескорыстные цветы это всегда красота в своём чистом виде. Если угодно, то такие цветы – материальное воплощение нематериальной любви. Вот и проходная сцена это желание и попытка подарить радость. Это цветы, неприуроченные к 8 марта, к юбилею или к конкретным извинениям. Это не заглаживание ссоры, а художественный акт в своём чистом виде. Хорошо, когда сцена (икебана) столь хорошо, что ни продюсеры, ни режиссёр, ни актёры не спрашивают “а зачем это нужно”. Если такую проходную сцену снимают без вопросов, то, ну… всё зашибись, сценаристу честь и хвала, не смотря на то, что удачу спишут на счёт режиссёра. Но если вопросы возникают, то красоту нужно спасать и приурочивать к ближайшей дате. Что делать? Во-первых, искать такое место, где ритмически и логически требуется перебивка. Затем лезть в ближайшие (до и после) сцены и отъедать у них миллиграммы полезной информации. Месседж мой, уверен, внятен, поэтому умолкаю. В последующих лекциях мы вернёмся к нашим конспектам и посмотрим на них под новым углом. Всех с Новым Годом. Терпения, благополучия, удачи.
Став для многих поколений кинематографистов настоящим учебником по теории кинодраматургии и практическим пособием по сценарному мастерству, за это время «Драматургия кино» ни разу не переиздавалась.