Индивидуальное образование
Давно обещанный пост про трудности дистанционного обучения.
Персональный интернет.
Странное время. Только успеваю придумать новую форму обучения, как поисковый робот считывает мои мысли и присылает ссылку на готовую онлайн киношколу. То ли моя шапочка из фольги не защищает от сканирования идей, то ли надо меньше думать (а больше делать, – что, кстати, многих касается).
Курсы 3.0.
Школы и сценарные курсы сейчас в буквальном смысле появляются прямо на глазах. Есть “традиционные”, что прикрепляются к старой образовательной структуре (чаще всего на базе институтов широкого профиля), а есть авторские курсы, что формируются вокруг индивидуальности мастера (или группы преподавателей-единомышленников). Очень хочется сказать о плюсах и минусах подобных начинаний, но данные выводы наверно лучше делать на собственном опыте, а не вычитывать у конкурентов. Замечательно то, что вокруг кино-образования началась какая-то массовая и нехилая движуха. И всё-таки поговорим про самообразование.
Как вы это себе представляете?
Иногда сценарист слышит странный вопрос: “Как вы это видите? Как это можно снять?” И чаще всего сценарист мечтает ответить: “Спросите об этом режиссёра” или “Если увеличить бюджет…” Поверьте, чаще всего это действительно нельзя снять. Дело не в технических трудностях и не в “барское дело считать бюджет”, а в том, что сцена записана неправильно. К чему говорю? Вроде к тому, что вроде бы “бери камеру и снимай”, но и это с моей стороны большая ошибка. Говорю к тому, что у большинства российских киношкол (от вузов до частных курсов) есть один жирный минус: оторванность сценариста от производства. Пропасть между сценаристом и режиссёром. Между сценаристом и съёмочной площадкой. Формально мы многое узнаём (как из учебников, так и из живых лекций) об общей драматургии сценария (или фильма), но основной затык, основная проблема при обучении – каждая конкретная сцена. И это трудно объяснить дистанционно. Это каждый раз требует разбора самой сцены. И это приходится преодолевать только путём проб и ошибок, путём набивания шишек. Практика (присутствие на съёмочной площадке) не менее травматична, но более продуктивна. Ранее где-то рассказывал о европейских школах, где оператор, режиссёр и сценарист меняются местами, а сейчас вижу, что и у нас появляется подобная форма обучения. Что ж, в добрый путь.
“Мировую экономику лихорадит”.
Не только из учебников по истории, но и мои личные наблюдения за новейшим временем: как только назревают катаклизмы, так в парки выходят девушки с этюдниками и принимаются писать пейзажи. То ли это олигархи посылают своих дочек в народ, то ли в самом народе пробуждается тяга к прекрасному. Так или иначе, но в спокойные времена можно просто работать токарем, слесарем и такелажником, но вот в моменты панической неустроенности многие начинают инвестировать в знания. Искусство, науки и рискованное предпринимательство как ни странно расцветают. И, разумеется, спрос рождает предложение. Возникают новые школы (и в прямом, и в переносном смысле). Оффтоп закрыли и вернулись к нашим сценарным проблемам.
Блабла и тезисы.
Современные учебники по драматургии состоят из коротких тезисов и глупых пояснительных картинок. Цель их проста: донести правило. И правило воспринимается как не требующая доказательств аксиома. Лишь бы доходчиво и быстро. А вот мастера (типа меня) говорят много лишнего. Так вот, мои юные слушатели, ничего я вам доказывать не собираюсь. Моё дело посеять сомнение в очевидных вещах. Прочитайте десяток учебников, напишите пару бесполезных, но искренних сценариев, а после возвращайтесь.
У меня есть камера в фотоаппарате.
Почему бы и правда самостоятельно не снять то, что написал? Ну, во-первых, сценарист столько же отличается от режиссёра, сколько интроверт от экстраверта. Если вы этой разницы не видите, то камера вам в руки. В истории кино были случаи, когда самоучки достигали вершин Олимпа кинематографического искусства. Если действительно есть потребность в съёмке, то снимайте, никто вас не остановит. Только вот вам моё размышление. Вообразим двух маленьких учеников. Один ещё азбуку учит, а второй уже знает основы стихосложения. Обоим дали цветные карандаши и приказали сочинить поэму. Вы (а вы в нашей истории тот самый второй ученик) конечно же исчеркаете лист всеми цветными карандашами и со слезами станете доказывать, что это авангардная поэма. Только я вам указкой по пальцам, указкой. Уйдёте вы гордым, но осадок останется. И, возможно, на всю жизнь. Говорю к тому, что мало купить лучшие карандаши и точилку, надо ещё знать, как их применять.
Или допустим, что я регулярно хожу в тренажёрный зал, а вы дома гантелями развлекаетесь. И вот нас выпускают на ринг. Долгожданный бой без правил. Или, представим, у вас есть самоучитель кунг фу с картинками, а я только что вернулся из шаолиньского монастыря.
Проще говоря, правильней пойти в школу, нежели самостоятельно прокачивать собственное капризное и ленивое эго. Иначе будете дрыгать ножками как самоучка Белинский перед самоучкой Чернышевским. И пребывать в наивной уверенности, что всё гениальное просто, а Моцарт он как соловей. Перейдите на прозу. Вернитесь в жж. Выберите школу и поступите в неё. И моё мнение, что в мышеловке бывает бесплатным не только сыр, но и образование.
Информатика.
Во времена первых компьютеров в общеобразовательных школах появился новый предмет – информатика. Учили включать и корректно выключать компьютер. Рассказывали, чем он напичкан. Давали поиграть в первые игрушки. Сейчас что-то подобное устраивают для пенсионеров (мой папа на таких курсах всё понял, но дома забыл). Посмею провести параллель между первыми компьютерами и видеокамерами, которые становятся чем-то обыденным. Вот-вот интернет захватят видеодневники, видеопослания и прочие видеовысеры. Движущиеся картинки заполонят всё. Монитор начнёт плясать, подмигивать, а затем лайкать видосы соответственно вашим пристрастиям. Говорю к тому, что правильным стартапом сейчас могла бы стать детская киношкола. Вместе с прогнозом дарю и саму идею. Это на сегодняшний день лучшая инвестиция в будущее ребёнка. Просто нажимать кнопки “запись” и “пауза” уже недостаточно. Уже пора учить дитятку драматургии и монтажному мышлению.
Финансирование.
С 1-го декабря 2014 года в моём блоге появилась новая кнопочка под замысловатым названием Краудфандинг. Пошёл на этот шаг под впечатлением нашей краудфандинговой кампании по сбору средств для производства фильма. Как вы знаете, мы успешно собрали триста тысяч рублей. В скором времени увидим сам фильм, но об этом ещё рано.
Просить оказалось не так легко, но девственность потеряна. Как в трудные времена у многих появляется потребность в гуманитарных науках и прикладных искусствах, так и хранители сокровенного знания (это я сейчас в припадке самовосхваления о себе говорю) начинают осознавать, что их компетентность имеет вес и цену. Не подумайте только, что я предлагаю индивидуальные занятия по сценарному мастерству. Это всего лишь проверка обратной связи. На сегодня всё. В ближайшее время вернёмся к проблеме героя (пост уже заказан).
Всем удачи.
Что-то меня сегодня все гуглить отправляют:)
По сериалам вынужденно (как, думаю, большинство). Конечно же только для большого кино!
Ну, раз не знаешь про дзенскую кнопку, значит не ты на неё тыцала. Через пару постов расскажу.