Три девочки
Воскресный офф-топ о девочках и не только. Смотрим полнометражную картину 2008 года.
Валерия Гай Германика, “Все умрут, а я останусь”. Все давно посмотрели, а я только добрался. Добавляю до кучи и шоу “Закрытый показ”, но прежде всего хочу обратить внимание на сценарий. Как ни странно прозвучит, перед нами выверенная академическая работа, которую можно смело обсуждать с учебником в руках.
Сейчас – субъективный офф-топ.
У меня как-то само собой выстроилась псевдоистория российской женщины.
Доисторический период:
“Жила-была одна баба”, Андрея Смирнова.
Исторический период:
“Бабуся”, Лидии Бобровой.
И три “девочки” современности:
“Все умрут, а я останусь”, Валерии Гай Германики.
“Сказка про темноту”, Николая Хомерики (через год после “Все умрут…”, сценарист тот же).
“Елена”, Андрея Звягинцева.
Вот такая у меня получилась трилогия о современности: “Все умрут” – отрочество, “Сказка про темноту” – юность, “Елена” – зрелость. Наверняка где-нибудь есть российский фильм про детство Елены. Фильм, в котором отчим запирает девочку в сарае за то, что та душит цыплят, ест червяков и демонстрирует мальчикам свои прелести. Не-не, никаких выводов, просто случайные паззлы сложились в случайную картинку.
Послушаем гуру:
Теперь пару слов о драматургии.
У нас есть внятная экспозиция, показывающая мир, в котором герои существуют (не хочу давить и навязывать свою точку зрения, но “мир” героев это мир каких-нибудь “Звёздных войн”, не более и не менее, но другое дело аналогии, которые мы можем проводить между миром “Войн” и нашей действительностью).
Есть конфликт(ы) – по всем правилам, внутренние и внешние – между девочками, школой, родителями, назовём это проблемой отцов и детей (на скорую руку, не вдаваясь в подробности). То, как конфликтные ситуации разворачивают, нужно разбирать отдельно (мы этим заниматься не будем, но рекомендую каждому сделать это самостоятельно).
Есть цель. Вот здесь у нас возникает проблема финала, ибо мы ведём героев и зрителя к цели и, соответственно, либо добиваемся в финале катарсиса, либо лажаем. Так вот. Определим цель. На мой взгляд она формулируется фразой “попасть на дискотеку”. Дискотека в данном случае выступает в роли золотого чемоданчика, превращающего подростковую драму в боевик или триллер (сейчас не суть). Вроде бы всё ровно, но есть ещё одна цель, обозначенная фразой “хочу мальчика”. Вот здесь у нас и возникает проблема, заваливающая финал. Что важнее – мальчик или дискотека? Каждая одинокая девочка ответит, что мальчик важнее. Это в жизни. Мальчик по логике вещей важнее дискотеки. Но структура фильма, на мой взгляд, каждый раз напоминает, что важнее дискотека (мы движемся к конкретной дискотеке, а не к мальчику). Две цели вступают в противоборство. “Будет дискотека, будет и мальчик”. Получается, что дискотека только повод для достижения истинной цели. Понимаете? У нас некоторая путаница с тем, к чему мы движемся. В космосе фильма дискотека важнее. Вот по этой причине бонусный мальчик не работает. После того, как девочки достигают цели (именно дискотеки), то всё остальное становится второстепенным. То, что в жизни может обернуться трагедией, в фильме оборачивается необязательным бонусом. Это надо учитывать. Цель необходимо декларировать внятно. Более того, цель можно менять: хотел золотой чемодан, а получил принцессу, хотела на дискотеку, но отказалась от неё ради мальчика. Как-то так.
И есть диалоги. При нескольких огрехах считаю диалоги высшим пилотажем. То, что большинство на “Закрытом показе” восприняло как некую документальность. Перед нами виртуозное “забалтывание” сюжетной линии, но забалтывание, ведущее к определённой цели (как мы отметили, к двум целям).
На сегодня хватит. Подборка получилась из серии “никого не жалко”, но это уже личное.
На бонус – ещё девочки:
На всякий случай: моральную составляющую фильмов обсуждать не собираюсь. Для этого есть “Закрытый показ”.
О медафайлах читать здесь.
UPD:
И ещё девочки.
Спасибо!