Ремарка в сценарии – 2

Придётся продолжить тему о сценарной ремарке, так как у нас даже с такими мелочами бардак.

Обсуждал с коллегами ремарку (точнее – представление о ней), выяснилось, что и сценаристы под этим термином подразумевают то же самое, что и комментатор Лена в предыдущем посте.

Поехали. Возьмём за основу вот этот опус о ремарке.

Ремаркой мы считаем некий комментарий к тексту, то есть, дополнительную информацию, не влияющую на развитие истории. Всё просто? Если да, тогда возникает вопрос, нафига нам ремарка? В общем-то, американцы потому и против ремарки, что на съёмочной площадке (и даже раньше) каждый из участников съёмочного процесса внесёт свою лепту в создание картины. При таком раскладе идеальный сценарий похож на пьесу и почти лишён авторских примечаний.

Так давайте разберёмся, что для нашего сюжета не имеет особого значения, а попутно определим типы ремарок.

Первое. Ремарка, относящаяся к прямой речи персонажа. Маша шёпотом, Вова с улыбкой, Петя заикаясь. О самих репликах мы поговорим позже (только напомните, если вам это интересно или важно), а сейчас – об этих примечаниях, вставленных прямо в реплику. Улыбки и заикание персонажей как-то влияют на месседж, на сообщаемую информацию? Нет. Хоть шепчи, хоть кричи, но “слово не воробей”. Наша ремарка в данном случае носит эмоциональное указание. В идеале реплика должна быть написана так, чтобы актёр и без подсказки знал, что играть. Должна быть написана так, чтобы само собой звучала только так, а никак иначе. Это в идеале. Как происходит на деле, мы уже обсудили. Значит, ремарка имеет смысл, если эмоция не так очевидна. Маша в данной ситуации должна плакать, но вы понимаете, что её улыбка перевернёт зрительское представление о ней, усилит сцену, добавит характеру новую черту, и т.д., и т.п.. С этого момента к ремарке относимся более внимательно, а не тупо гоним строку. Авторский комментарий нужен там, где могут быть досадные разночтения. Вдобавок повторю: в нашем случае ремарка нужна во избежание халтуры. Актёр обязательно сыграет то, что указано в тексте. Если у группы нет времени на разбор образа, то ваша ремарка спасёт сцену (а то и роль, а то и весь проект, так что думайте).

Значит так. Ремарка это то, что не влияет на сюжет (хотя, только что мы пришли к выводу, что в нашем хорошем сценарии каждое слово влияет на судьбу картины). Посмотрим, где ещё (в каких ситуациях) есть авторские комментарии, которые вроде бы можно выкинуть из сценария.

Для начала перечислю пунктирно:
Описания костюмов.
Описания стола (то есть, блюд).
Описания интерьеров.
Описания погоды.
Описания сексуальных сцен (будет отдельный пост, пока мы говорим только о ремарке).
Описания драк и погонь.

Начну с последнего пункта. Меня иногда спрашивают, как прописать сцену драки в сценарии. Вопрос такой же интересный, как и описание сексуальных сцен.
Так вот. У нас по сюжету дерутся Вася с Петей (в то время пока Оля с Юлей занимаются любовью). По сюжету важно, что Петя первым напал на Васю, но Вася его угандошил. Если речь о сериале (а мы пока обсуждаем сценарии для сериалов, ибо там надо всё снимать быстро), то в итоге и останется то, что по сюжету важно, то есть: Петя подкатывает к Васе, далее идёт перебивка (либо другая сцена, либо внутри этой сцены), а в финале мы уже видим труп этого задиры Пети. В идеальной ситуации для драки пригласят специально обученного человека – постановщика драк. В идеале он обучит их парочке приёмов. Всё так, но этот специально обученный человек может и не знать, что Вася никогда и ничего тяжелее рюмки не поднимал, а Петя в детстве занимался греко-римской борьбой, а не боксом или фехтованием. Говорю это к тому, что вы должны прописать сцену драки пошагово: удар за ударом, поворот за поворотом. Выкинут эту сцену или нет – уже не на вашей совести. Сюжетно – какими ударами и/или какими средствами Вася вырубил Петю – не имеет значения. Поэтому детальное описание драки считаем ремаркой. Кстати, чем драка обыкновенней (банальней, что ли), тем меньше у неё шансов попасть на экран. Ищите фишку, ищите приём, ищите уникальное лицо драки. Пишите драку в расчёте на то, что её снимут, покажут, вырежут и выложат на ютуб. Ваша драка должна войти в историю кино-сериальных драк. Понимаете, что не хватает опыта, ищите грамотную перебивку, некое важное отвлечение зрительского взгляда от происходящего в данную минуту. Примеров приводить не буду, а лишь повторю жалобу одного режиссёра: “ты, чё, в натуре, Джон Ву минутную перестрелку снимал два месяца, а ты хочешь, чтобы я из актёров бойцов сделал?” Учитывайте и свой опыт (интересная сцена), и актёрские возможности, и возможные проблемы при постановке/съёмке. Драка в сериале должна быть лаконичной и – в конечном итоге – сюжетно (ага, бюджетно) оправданной. Вопрос: прописывать или нет? Ответ: прописывать так, чтобы это и дети могли сыграть.

Это же касается и всяких любовно-сексуальных сцен. Нам куда важнее подвести к ситуации и показать последствия ситуации. Богатая эротическая фантазия? Пишите сцену подробно, радуйте редакторов и продюсеров (эротические сцены читают даже самые ленивые продюсеры, чесслово). Эту сцену не снимут по многим причинам (и правильно сделают). Если вас такой расклад не устраивает, воспользуйтесь предыдущим советом: пропишите так, чтобы могли сыграть даже дети. Создайте ситуацию, в которой… ну, вы поняли. Ответьте на вопрос: важно ли для сюжета то, что Юля сначала схватила Олю за задницу, а только затем Оля укусила её за губу? Если действие может разворачиваться и в обратном порядке, значит ваше подробное описание – ремарка.

С погонями у нас проблема не меньше, чем с разборками и сексом. Погони отложим до следующих лекций, но принцип тот же.

Теперь у нас на повестке дня рестораны, туалеты, дизайн помещений и прочие атмосферные явления. Давайте не будем пугать опоздавших большим количеством букв, а сделаем ещё один пост, посвящённый ремарке.

UPD:

Заключительная часть о сценарной ремарке.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / МОЯ ПРОЗА / / СДЕЛАТЬ ДЕНЬ


1 комментарий для "Ремарка в сценарии – 2"

Julia | 12 Сентябрь 2011 в 17:05

спасибо огромное!

Добавить реплику или ремарку:

Время модерации комментария от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения. Спасибо за понимание.