Интернет и веб сериалы

Провалился на несколько лет в быт и соцсети (одно уже стало частью другого), и молчание моё затянулось, ага. А чем дольше молчишь, тем труднее начинать. Правы древние коучи: надо стремиться к непрерывности, быть в потоке. Что ж, поехали. На повестке дня телевизионные, интернет- и web-сериалы.

Надеюсь, что после сегодняшней статьи мир для кого-то больше не будет прежним. Для меня он изменился после понятия (явления, термина, феномена) “вертикальное видео”, но о нём позже. На бонус перечислю проекты, которые касаются сегодняшних размышлений.

Итак, кроме большого кино (пусть даже короткометражного) в мире появились телевизионные, интернет и веб проекты. Вот к ним ещё добавилось вертикальное видео (не путать с вертикальным сериалом). Давайте вместе разберёмся, в чём разница.

На всякий случай: разница в хронометраже нас в данном обсуждении вообще не интересует (грубо говоря, и большое кино может уложится в какие-нибудь полчаса, и “длинный” веб-сериал, – так что оставим экранное время в стороне).

Большое кино. То, что раньше снималось на плёнку и предназначалось для большого экрана. Плёнка давала глубину и богатство оттенков. Цифровые камеры уже догнали эту палитру, так что плёночное кино практические ушло в прошлое (предполагаю, что в цифре уже существует симуляция “живого” изображения, но это сейчас не в тему). Большой экран позволял (ну да, мы ещё не переселились в капсулы и ходим в кинотеатры, хотя вчера начали снос киноцентра “Соловей”) вглядываться не только в нюансы актёрской игры, но и в детали. Грубо говоря, кино до последнего времени уделяло внимание “картинке”. Изображению как таковому. Требования к изображению были как к застывшей (или ожившей?) живописи. В лучших сериалах мы можем увидеть подобный подход (только сериалы мы смотрим не на большом экране). А кино, увы, в массе своей это своё великолепное качество теряет. Особенности драматургии не трогаем! Речь о другом.

Сериалы появились раньше современных гаджетов и предназначались для показа по телевизору (поверьте, не просто так напоминаю о столь банальных вещах). Экран телевизора больше планшета или смартфона, но неизмеримо меньше экрана кинотеатра. В большинстве сериалов появляется контрастность (“прямые” цвета как в игрушках для детей), но и это не самое важное отличие от кинофильма. Детали, важные для кино, на экране телевизора часто превращаются в мусор, в “информационный шум”, захламляют кадр (некоторые фильмы -особенно хорошие – вообще нельзя смотреть на маленьких экранах). “Картинка” сериала в свою очередь освобождается от “всего лишнего”: теперь требуются только драматургически  оправданные детали (только те, что имеют отношение к сюжету, реже – к атмосфере истории). От “живописи” остаётся только портрет. В сериале преобладают средние и крупные планы, статика почти уходит. Спасают актёрская игра и сюжет (возможно и в этом ничего плохого нет). Приближаемся к нашим гаджетам, которые меньше телевизоров. Многие догадались, что из проектов для Сети уходит и средний план, оставляя только портрет и “поясной” план – мимику, жестикуляцию, игру слов и, в некоторых случаях, интонации (а может, кстати, не в некоторых, а в большинстве случаев). Не случайно в Сети трёп рулит: наше внимание захватывают блогеры, которые строят свои выпуски по принципу телевизионных программ (например, проект Юрия Дудя “Колыма” вообще мог бы без потерь транслироваться по ТВ).

Подходим к самому интересному. Чем отличаются (и отличаются ли) интернет и веб проекты? Я бы вообще не задумался на эту тему, если бы не наткнулся на одном из конкурсов: “принимаются к рассмотрению сценарии интернет и веб сериалов”. А следом на другом конкурсе: “рассматриваем сценарии web-сериалов (предназначенных для интернета)…” И попутно хочется понять, в чём радикальное отличие этих проектов от привычных телесериалов.

На первое отличие мы уже обратили внимание: чем меньше экран, тем меньше общих планов, меньше деталей и меньше внимания к цвету (яркость и контрастность здесь ни при чём). Наверно разница между кино и интернет-сериалом как между живописью и рисунком: для карманного гаджета важно что, где и с кем происходит. Привычная (или академическая) художественность исчезает полностью (даже композиционные принципы построения кадра меняются, но это лучше обсуждать с операторами). Так почему же то, что предназначено для интернета, нельзя показать по ящику??? Ага, здесь типа больше свободы. Возможна (пока возможна) нецензурная лексика. И при этом возрастной ценз обратный: не 18 плюс, а 50 минус. Можно брать проблемы, сюжеты и темы, которые пенсионеры не поймут в силу возраста. Но меня волнует техническая сторона, так как к моменту нашей с вами пенсии интернет-проекты можно будет смело транслировать и по телеку. Думаю, что основное отличие это тотальное удешевление техники: если проект можно реализовать с помощью фотоаппарата или телефона, то нужно снимать на телефон. Допустим, я прав, и мир устроен именно так. Что нам это знание даёт? Понятно, что большое кино при телевизионном показе что-то теряет. При показе на экране планшета или, упаси Господи, смартфона, теряет ещё больше и очевидней. Ещё хуже обстоит ситуация с переводом в обратную сторону: снятое на телефон в телевизоре как-то подозрительно искажается, а на большом экране просто рассыпается на кубики. Мой блог, например, создавался во времена, когда в метро читали только эсэмэски и рекламу на стенах. Сейчас же супер-актуально переделать блог под телефон. Понятно?

Да, но какое дело сценаристу до технических проблем??? Тем более что уже существует плагин, оптимизирующий текст под размер любого экрана! Сегодня-завтра придумают оптику, которая технически сравняет съёмку для большого экрана и малюсенького айфончика. Драматургии это не касается! То, что не приняли телевизионные продюсеры, можно отправить энтузиастам и/или фанатам интернет-проектов!!! Ладно, давайте для начала разберёмся, есть ли разница между интернет и веб проектами.

А давайте-ка вспомним разницу между бумажной и веб-страницей. Там и там можно изобразить что угодно. Даже на бумажной странице мы можем совместить изображение и текст. Веб-страница (сайт в старом значении) это страница, написанная языком программирования. Банально, но факт! И этот факт желательно на ближайшее время удержать в голове. Веб-страница содержит как текстовый контент, так и картинки и видео (про интерактивность веб-страницы умолчим).

Так вот. Вроде бы становится понятным, что интернет-сериал и веб-сериал это далеко не синонимы. Интернет-сериал это сериал, предназначенный для интернета (и по многим причинам по телевизору не пойдёт). Веб-сериал это сериал, сделанный… языком программирования (или симулирующий такой язык). Понятно? Уфф… И прежде чем вернуться к проблемам драматургии, поговорим об относительно новом понятии вертикального видео.

Вертикальное видео – чисто технический термин, указывающий на то, что мобилку забыли повернуть в горизонтальное положение (при видеосъёмке, разумеется). И при просмотре на горизонтальном экране у нас появляется чёрное пространство. Первыми, говорят, вертикальное видео использовал в рекламе Мерседес. Затем затрепетали и подхватили остальные крупные производители того-сего. И, говорят, что в мире сейчас бум вертикального видео. Ради таких проектов возникают новые фестивали и вытесняют собой фестивали интернет-сериалов. Ага, вот так вот. А вы в какой Вселенной живёте? Марвела? Копполы? Ха-ха-ха. Сегодня мы заглянули на самую окраину визуального разврата. Под вертикальное видео заточены площадки ФБ и Инстаграм. И некоторым эту нишу очень хочется захватить, но это так, к слову…

Приближаемся к драматургии. Что нам важно при создании вертикального видео? Правильно: главное трубу держать вертикально!

Но самое главное, найти логическое и неопровержимое объяснение, почему происходящее надо снимать именно на мобилку (или симулировать запись с мобильного, с планшета, с уличной камеры видеонаблюдения и т.д.). И если речь о большом игровом проекте, то простая задача автоматически становится сложной. Если ещё 15 минут назад мы думали, что в интернет можно слить то, что не берут на ТВ, то теперь мы знаем, что нам нужно переход в сеть оправдать драматургически. Вот так. И любой продюсер (особенно богатый) спросит: а почему мы должны удешевлять? Мы снимем на дорогую технику, но сделаем вид, что это почти хоум-видео. Только придумай, уважаемый сценарист, почему камера установлена в спальне куколда, почему под кроватью труп и – главное – почему это будет интересно??? То есть, к вечным нашим сценарным проблемам прибавляется ещё одна: найти железобетонную причину для перехода к WEB! А это сделать придётся, так как вчера началась нешуточная война между интернетом и телевизором, а сегодня телевизор хочет захватить веб-пространство (так как сюда перетекают и зрители, включая старшее поколение, и рекламодатели, которые и есть старшее поколение). Завтра они всё подомнут под себя, но давайте лучше поговорим о проектах, которые уже реализованы.

Теперь плюшки (если нужны активные ссылки, то в комменты плз):

“Стекло”. Проект 2013 года. Заявлен как интернет-сериал, но дальше пилотной серии дело не двинулось (может и ошибаюсь, надо проверять). Упоминаю о них как о первых в сети (поправьте меня, если вам известны другие отечественные проекты). Может не нашли финансирования, а может тема и для рунета оказалась преждевременной. Мне до сих пор кажется, что рано или поздно этот проект продлят.

“Район тьмы” – анонсировался как первый интернет-сериал. На мой взгляд это всё-таки альманах (сборник короткометражных фильмов, объединённых одной темой или, точнее, смысловым сеттингом).

Проекты Тимура Бекмамбетова “Взломать блогеров”, “Профайл”, “Поиск”. Яркие и успешные работы в стиле веб! И доказательство (опровержение моих же утверждений) того, что веб может существовать на большом экране. Если фильмы не найти, прочитайте хотя бы описание. Суть фильмов в том, что драма разворачивается на экране монитора (всё действие фильма “Профиль” происходит на странице социальной сети). К просмотру обязательно. Вопросов, чем отличаются интернет- и веб-, больше не будет.

“Девушка с плеером”. Отечественный проект, вышедший на международный уровень (действие происходит в Лондоне, сам режиссёр из Канады, а сценаристы и продюсеры – наши). Задумывался в формате вертикального видео, но в итоге сделали две версии – вертикальную и горизонтальную (последнюю нашёл на youtube).

ЧоZa. Чисто технически это прекрасно. Это не просто веб-сериал, не просто вертикальное видео, но полностью мультимедийный проект, о котором все остальные авторы только мечтали (палю тему: от персонажей вы будете получать фото, видео и текстовые сообщения). Проект можно найти во ВКонтакте.

А теперь самые свежие проекты, которые у меня самого на очереди:

«Mamba Stories», «Домашний арест», «Шторм», «Секта», «Коллежский асессор», «Горе от ума», «Содержанки», «Омар в большом городе», «Прототип», «Типа кино», «Трудные подростки», «#детки», «Бар На грудь», «Бихэппи», «Миллионер из Балашихи», «Мертвое озеро», «Digital Доктор», «1939live”, «1968 Digital», «Пиксельный разум». Уверен, что среди авторов проектов вы с удивлением обнаружите имена, известные вам по кинофильмам и телесериалам. Ага, а мы всё ещё здесь. Гугл в помощь и приятного просмотра.

Обещаний о следующих выпусках больше делать не буду (а то стал похож на политика). Спасибо за подписку и донейшн. Всех с Наступающим!

Спонсор месяца: Аноним.


4 комментариев для "Интернет и веб сериалы"

Кот Шрёдингера | 31 Декабрь 2019 в 22:51

Кот Шрёдингера | 31 Декабрь 2019 в 22:53

Тимур Бекмамбетов о языке Screen Life. Мастер-класс от 2018 года. Продолжительность 1 час 38 минут.

Кот Шрёдингера | 15 Декабрь 2019 в 15:39

Да, забыл упомянуть сериал “Мылодрама” (канал “Пятница” сделал матерную версию для интернета) и сериал “Последний рейв”, который полностью ещё не снят, но уже выходит. Оба проекта можно найти на youtube. И оба проекта как раз нацелены на интернет-аудиторию.

ЧоZa это не сериал, а страница ВК, объединяющая видеопроекты “Не ходи в поход” и “Корпорат” (сериалами назвать сложно, так как кроме видео вы получаете текстовые, фото и голосовые сообщения).

И ещё момент. Посмотрел первую халявную серию сериала “Шторм” Хлебникова. В титрах недвусмысленно сказано: киносериал; эксклюзивная онлайн-премьера. То есть это всё-таки не веб- и не интернет-сериал. Это классический киносериал, опоздавший с премьерой лет на 10.

Думаю, что интернет-сериал это то, что в ближайшее время не сможет переварить телевизор. Это бомбический “Последний рейв”, “Не ходи в поход” и тот самый “захват экрана” (скринкастинг и/или скринлайф) со своим особенным отношением к экранному времени и тексту. Возможно чуть позже выложу здесь ссылки, которые нам помогут.

Кот Шрёдингера | 13 Декабрь 2019 в 13:26

В соцсетях уже пишут, что “теория хорошо”, но что дальше?
Анонсирую два конкурса, касающиеся и сценаристов, и режиссёров. И, думаю, в обоих конкурсах могут принять участие те, кто только входит в профессию (битва, подозреваю, будет нешуточная):

Вот конкурс идей, заявок и сценариев сериалов для онлайн-платформ и веб-сериалов. Призовой фонд 500 000 рублей. Дэдлайн 10 января 2020 года.

И первый в России конкурс вертикального видео. Призовой фонд 2 000 000 рублей. Необходимо снять пилотную серию (от 3 до 10 минут). Дэдлайн 30 апреля 2020 года.

Время есть и заявки подготовить, и даже снять пилот. Всем удачи!

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.