Образование и самообразование
В очередные фестивальные каникулы поговорим про хаос, который нас окружает.
Сразу пафосно заявлю, что огромную роль в борьбе с хаосом играют энциклопедии. У вас уже есть энциклопедия, посвящённая кино, а ещё точнее – фильмам? Нет? Тогда вам срочно сюда. Пишу всё реже и реже, и сегодняшняя заметка как раз посвящена труду Сергея Кудрявцева “Почти 44000″ – персональной киноэнциклопедии в трёх (!) томах. Обратите внимание, что есть шанс получить в свою библиотеку двухтомник кинорецензий “3500″ и книгу “Своё кино”. Через месяц акция закончится, поэтому спешим поддержать проект прямо сейчас. Рекламная пауза закончилась, давайте вернёмся к привычному хаосу.
Что самое главное в серьёзном образовании? Сейчас скажу, ага. Самое серьёзное то, что целая группа преподавателей из года в год повторяет прописные истины. Одно дело, когда какой-нибудь отдельно взятый поэт размышляет о том, что такое хорошо и что такое плохо, но совсем другое, когда вам капает на мозг целый коллектив. И в вашей персональной вселенной начинает вырабатываться система ценностей. И вы понимаете, что эту систему нужно описывать не с линейкой для урока геометрии, а скорее с помощью пробирок из кабинета химии, в которой никто из нас ничего не понимает. А вот выучить, что такое сюжетный поворот, точка невозврата и арка героя, можно и на краткосрочных курсах, – для этого (заявляю с полной ответственностью) базовое образование не требуется. После двухнедельных семинаров люди смело отправляются на длинные сериалы.
Роберт Макки говорит, что мы с детства смотрим кино, поэтому структура фильма нам интуитивно понятна. По Макки нам достаточно линейки. Жаль, что он умалчивает о том, что миллионы фильмов мы смотрим (или смотрели) беспорядочно, беспричинно, урывками и даже без участия души. А вот когда начинаешь (или – для начала – желаешь) смотреть осмысленно, то быстро понимаешь, что вокруг какие-то беспросветные джунгли. Понятно, что требуется путеводитель.
В сети можно найти список любимых фильмов Тарантино. Джон Ву составил для своих студентов подборку шедевров. На последних страницах бестселлеров, посвящённых нашим сценарным проблемам, приводятся фильмы, обязательные к просмотру. Более того, мы можем напрячься и составить фильмотеку из образовательной программы ВГИКа. Только вот нюанс: один и тот же фильм на сценарном, режиссёрском, операторском и художественном факультетах будут смотреть под разным углом, на разное обращать внимание и разные “мелочи” считать самым важным. В мир кино, если только не за развлечением, входить трудно. Даже когда кажется, что что-то в этом понимаешь.
На днях прочитал, что авторское кино умерло. Забавно, но оно умерло после кина российского. Как определить, где кончается авторское кино, а где начинается арт-хаус? Как уловить негативные интонации, касающиеся и первого, и последнего? По опыту знаю, что мы толком не можем сформулировать основные качества того или иного жанра. Более того, не пройдёт и десяти лет, и будет трудно сказать, почему именно этот фильм – российский. Не шучу.
Ещё раз. Сегодня о теории драматургии вообще ни слова не будет. Сегодня инвестируем в самообразование.
Для себя определил пять способов создания фильма (да и любого другого произведения, претендующего на художественность). Поделюсь.
Первое (не обсуждается). Варварский способ.
Мы знаем, что за спиной миллион фильмов, но у нас нет ни времени, ни желания разбираться с трудами предшественников и современников. Нам надо срочно делать своё кино. И при таком способе иногда получаются приличные картины. Картины, которые цепляют или будоражат. За драйв, за энергетику и свежесть зритель (даже опытный зритель) прощает варвару всё. Ну и что, что есть история кино. Всё это хаос. При таком подходе достаточно личной системы координат. Во-первых, вы в двух шагах от гениальности, а во-вторых, ну… в истории кино есть примеры, когда большие мастера приходили практически из пустоты.
Второе. Культурный способ.
Мы знаем, что за спиной миллион фильмов, но мы сразу ставим перед собой скромную задачу: сделать ещё один достойный фильм. Мы начинаем изучать выбранную тему и/или жанр, гуглим, читаем википедию и отзывы на кинопоиске и находим два десятка фильмов, которые совпадают с нашей проблематикой. Бескрайние просторы интернета выдадут нам только те самые шедевры, из-за которых мы вообще могли бы ничего не снимать. Но мы сняли и в очередной раз подтвердили шедевральность шедевров. Позиции в топе не изменились, но нам не стыдно и всем хорошо.
Третье. Научный способ.
Сейчас даже на семинарах рассказывают формулу, по которой фильм это три четверти старого и одна четверть нового. С одной стороны, что-то как-то маловато для нового, но с другой – пойди это новое найди. И мы садимся за изучение трёх четвертей. И выясняем, что до нас снято не двадцать шедевров, а двести двадцать. И ещё две тысячи – с подобными намерениями. И двести тысяч – в которых наше новое есть! И википедия с кинопоиском обо всём этом многообразии молчит! И неожиданно понимаешь, что показатели кассовых сборов никакого значения не имеют, а то, что именуют шедевром, вообще ничего нового в себе не несёт.
Четвёртое (не обсуждается). Гениальный способ.
Уверен, что при создании шедевров к киногруппе подключаются какие-то бесплотные духи. Можно быть варваром, но создать произведение, в котором идеально сойдутся время, форма и содержание. В рамках нашего виртуального сценарного курса обсуждать этот пункт не будем.
Пятое (не обсуждается) Халтура.
Все мы знаем, что за спиной миллион фильмов, но все они сделаны для заполнения эфира. Контент нужен всегда. Два сюжетных поворота нам в помощь. Думаю, что этот способ может описать каждый, поэтому проехали.
Иногда при обсуждении сценариев авторы говорят: “Ну… это будет фестивальное кино”. И быстро выясняется, что мы и о фестивалях никакого представления не имеем. А когда начинаем их посещать, то вновь сталкиваемся с хаосом. На днях у входа в театр Киноактёра (здесь проходят фестивальные пресс-показы) один дядечка попросил меня вынести ему каталог 38 ММКФ. Для чего ему путеводитель по фильмам, которых он скорее всего никогда не увидит? Дядечка объяснил, что хочет иметь представление о современных тенденциях. В семидесятые он посещал МКФ, а с тех пор, как известно, начались упадок и деградация. Друзья, не знать – легко и удобно. Труднее – искать и делать выбор. Сегодня вы узнали, что готовится к печати нужная нам всем энциклопедия.
Для тех, кто осилил:
29 июня в Доме кино (Васильевская, 13) в Белом зале в рамках МКФ уголок короткого метра. Формально нужна аккредитация, но вроде бы в Белый зал пускают без удостоверений.
А вот и онлайн-курсы для начинающих драматургов.