Поговорим про логлайны

По идее разговор о логлайнах должен быть коротким.

(У этой статьи есть заказчик: два анонима.)

Так как в сети информации по теме достаточно, вообще не собирался писать про логлайны. Есть жж Волкова, где не только объяснял, как устроен логлайн, но и даже конкурс устраивал с разбором полётов. На портале снимифильм есть статья, а Молчанов, если правильно понимаю, посвящает построению логлайна отдельный курс (по всем пунктам google в помощь).

Вроде бы всё просто. Логлайн это продающая аннотация в одно-два предложения (в жёстком голливудском формате в 25 слов). И если “не обманешь не продашь”, то наша аннотация должна максимально соответствовать истине и при этом не палить тему, то есть, сохранять интригу и стимулировать чтение сценария. Одним словом, целая наука, которую мы перенимаем у маркетологов и прочих рекламистов. А вы хотите коротко о главном :)

Да, не брался бы за эту тему, если бы “Сентябрь” не выложил статью о логлайнах.

В статье очередной раз встречаю совет начать работу с логлайна. И этот пункт вызывает во мне огромное сомнение. Если вы профессионал, то валяйте, что душе угодно. Хоть от финала пляшите, хоть от жанра, хоть от героя, хоть от логлайна. Понятно, что если вы профессиональный драматург, то первым делом переводите в логлайн смутный бред продюсера. То есть, делаете заказную заявку под конкретные пожелания (под формат, под канал, под личные предпочтения конкретной конторы). Это не обсуждается и не осуждается. Но вот если вы новичок и только начинаете свой творческий и профессиональный путь, то, боюсь, подобные советы отобьют всякое желание созидать. Возможно, предварительный логлайн хорош для короткого метра, где история максимально приближена к замыслу и не успевает разбежаться на множество подсмыслов. Предварительный логлайн хорош для очень примитивного сериала, но это уже работа, о которой мы сказали чуть выше.

Почему-то все ресурсы (и некоторые сценарные гуру) пересказывают легенды о продаже этих пресловутых 25 слов.

Московский телепродюсер пришёл на канал, произнёс название будущего сериала в одно слово и получил заказ. Голливудскому сценаристу для подписания контракта понадобилось три слова: Хищник против Чужого. Встретились за чашечкой кофе два гения, и один из них с помощью вербальной магии отжал у второго пару миллионов (а точнее, второй отблагодарил первого за дельную подсказку). Ну и так далее.

Пересказывая эти фантастические истории мы почему-то умалчиваем о двух очевидных фактах. Участники подобных сделок, во-первых, люди с именем, а во-вторых, имеют за спиной жирное портфолио. Это очень важно, более того, это в данном случае первостепенно. За простым логлайном маячат предыдущие работы авторов, и внимающий может предположить, как этот конкретный логлайн будет реализован. Понятно? Нет? Если вы никто, то вашу эпохальную реплику хищник против чужого либо проигнорируют (не услышат), либо передадут в хорошие руки. Оно вам надо? И проблема ещё в том, что на ваши плечи ляжет непосильная ответственность и рамки, которыми вы себя сознательно ограничили. Это при самом лучшем раскладе. Тренируйтесь, но свои стихи в прозе никому не показывайте. Это всё, что я хотел сегодня сказать. Теперь оффтоп.

Осторожно, я просто фантазирую! Некоторые литературоведы (имена известны, да) сводят все истории к – например – 36 сюжетам. Соответственно надо сделать болванки 36-ти логлайнов, а затем, по мере надобности, только уточнять характеристики и/или индивидуальные особенности протагонистов и антагонистов.

В русском языке около полумиллиона слов. Сколько комбинаций может быть в предложении? Можно зафигачить бесконечное множество увлекательных аннотаций и затем издать их отдельной книжкой-раскраской (чтоб на электронную версию не раздербанили). Говорю к тому, что логлайн ради логлайна это стрёмный путь. Наверно прикольно в кругу друзей сочинять слоганы к несуществующим продуктам, но для этого должны существовать специальные литературные кружки. Наверняка, где-то уже есть закрытая группа друзей всего прикольного, но мы о них не скоро узнаем.

Логлайн необходим для понимания проделанной работы. В хорошем сценарии каждая сцена подчинена логлайну. Каждый поступок, каждая мотивация и даже подтекст. Из таких хороших сценариев нередко получаются кассовые фильмы (я не говорил, что хорошие). Логлайн нужен не только для того, чтобы беседа с продюсером заняла тридцать секунд, но и для внесения правок. Если у вас в вашем сценарии что-то вызывает сомнение или недобрую тревогу, то срочно возвращаетесь к логлайну, который вы придумали и утвердили после написания сценария. До написания вы можете держать определённую идею, тему, настроение, атмосферу, но только не логлайн. Допускаю, что то, что вами движет, уже сформулировано в одном-двух предложениях (такое счастливое совпадение, ага), но чаще всего сценарии растут из бардака.

Так как несу виртуальную ответственность перед самыми маленькими, то и предостерегаю: не начинайте историю с логлайна! Если что, ссылайтесь на меня. В любой непонятной ситуации говорите, что вам кот Шрёдингера так советовал!

Поверьте, что если вы внимательно следите за развитием вашей истории, то она приведёт вас совсем не к тем смыслам, которые вы закладывали заранее.

Всем удачи. Прочитали – законспектируйте. Сделали конспект – выполните задание. На сегодня задание такое: воплотить готовый логлайн в одну сцену, а затем, перечитывая сцену, написать новый логлайн. Мысленное выполнение задания сегодня не прокатит.

ПОДСКАЗКИ: ФИЛЬМОГРАФИЯ / / ПУБЛИКАЦИИ / /


6 комментариев для "Поговорим про логлайны"

Цитата | 19 Декабрь 2016 в 12:26

Пересмотрите ее, а не пытайтесь придумать логлайн к своему бессмертному новаторскому творению, не укладывающемуся в “прокрустово ложе” классической кинодраматургии.

Иван | 17 Ноябрь 2016 в 13:46

Михаил Савин предупредил, что хочет поговорить о творческой лени мол, творческий человек должен быть правильно ленив, а хороший зритель это ленивый зритель. Поэтому целая линейка квартальских ромкомов начинается с цифры 8 чтобы зритель не напрягался.

Алексей | 15 Сентябрь 2016 в 6:50

Знаете, очень важная вещь в нашей профессии формулировка, после общей паузы взял огонь на себя Михаил Савин. Ваш логлайн, в общем, не цепляет.

Игорь | 7 Сентябрь 2016 в 6:54

Михаил Савин предупредил, что хочет поговорить о творческой лени мол, творческий человек должен быть правильно ленив, а хороший зритель это ленивый зритель. Поэтому целая линейка квартальских ромкомов начинается с цифры 8 чтобы зритель не напрягался.

Ирина | 17 Июнь 2016 в 17:38

Вас устроит блокбастер, получивший 100 миллионов долларов кассовых сборов? Картина с отличным постером и логлайном, со звездным актерским составом, полностью отвечающая приведенной мной сценарной структуре? Тогда давайте рассмотрим комедию «Мисс конгениальность» с Сандрой Буллок в главной роли.

Денис | 29 Июль 2015 в 16:10

Есть хорошая статья:

Кристофер Локхарт. Я написал сценарий на 120 страниц, но не могу написать логлайн: Конструкция логлайна

там дельно объясняется суть логлайна, и чем именно он полезен для старта большой работы.