Референс к сценарию

Ранее мы говорили, что к сценарной заявке требуется референс. Вроде бы вещь очевидная и интуитивно понятная, но несколько виртуальных бесед показали мне, что это не так.

В первую очередь давайте определим, что такое референс. Ну, да, всё просто: это фильм, на который похож ваш сценарий. Сразу возникает вопрос: чем похож? Историей, атмосферой, размахом, новаторскими решениями?

Поверьте, сценарист, режиссёр и продюсер к одному сценарию подберут разные референсы. Режиссёр, возможно, сделает упор  на темпоритм, а продюсер – на инновации и бюджет. На что должен обратить внимание сам автор истории?

Две ошибки, с которыми я сталкивался.

“Этот фильм совсем о другом, но он мне очень нравится”. На время забудем о пристрастиях, ничего личного, начинается бизнес.

“Мой будущий фильм вообще ни на что не похож”. Вот этого вообще не может быть (даже если это так, упорно ищите референс). Либо вы мало смотрели и не в теме, либо вы гений (тогда ваша гениальность поможет вам выйти из тупика и вы всё-таки подходящий референс найдёте). В этом мире всё на что-то похоже.

Напомню формулу Юрия Арабова: в фильме три четверти старого и хорошо известного, одна четверть – нового (предполагаю, что ради этой одной четверти мы и начинаем историю).

Так вот. Первое и самое главное. Должно быть попадание по жанру (наиболее сложная задача для начинающего сценариста). Если у вас мелодрама, то вы должны знать и лучше образцы этого жанра, и провальные работы. Тогда из сотни мелодрам вы сможете выписать десяток картин, которые перекликаются с вашей безумной авантюрой. Да, десяток это много, надо список сокращать.

Только вы определились с жанром, вы уже сами для себя сузили круг продюсеров и компаний, занимающихся мелодрамами. Вот только одни снимают дорогое кино, другие штампуют жанровые телемуви (а сейчас некоторые плавно перетекают в онлайн-кинотеатры и ещё больше удешевляют производство).

Так что второе попадание должно быть по бюджету. Да, однажды редактор написала мне, что не барское это дело прикидывать бюджет, что лишь бы история была убойной, но когда доходит до дела, то выясняется, что мы просто обязаны уметь считать.

Так вот. Бюджет. Давайте на пальцах прикинем, из чего он складывается. Участие звёзд. Ок, не наша забота (скорее наша заслуга: чем лучше история, тем больше шансов, что звёзды сложатся правильно). Графика, спецэффекты, сложные локации (и их количество), трюки. Всё это вы знаете лучше других. И вам не нужно иметь представление о смете на графику “Вечного сияния чистого разума”. Достаточно обозначить, что компьютерные навороты превзойдут все ожидания (а если точнее, то наворотов вообще не будет). И не надо знать, во сколько обошлись локации “Исчезнувшей”. Достаточно того, что их в два раза больше. Эх, прощай жирный контракт. Понятно? Ну, бюджетный размах вашего воображаемого фильма можно и нужно обозначить с помощью референса.

В общем, две вещи, которые в первую очередь интересуют наших потенциальных работодателей: жанр и бюджет. Этого в принципе достаточно.

Вернёмся к формуле “одна четверть нового”. Это важно. Если компания хочет будущим фильмом привлечь внимание, то возникнет законный вопрос: если это сто раз было, то для чего снимать ещё одну историю? Что в ней нового??? И, оказывается, с этим пунктом труднее. И всё чаще в требованиях к сценарию возникает запрос: инновационное кино. То, чего ещё не было. Чем будем удивлять??? Ищем, ищем, ищем. В каждой заметной премьере присутствуют инновации. Как только вы научитесь их вычленять, проблем станет меньше. А для этого надо смотреть, ага. Кстати, если инновационных решений нет, то не обманывайте ни себя, ни инвесторов. Сделайте упор на то, что “эта история стара как мир, но…” Что “но”? Атмосфера, динамика и драйв, свобода для актёрского самовыражения, эксперимент, критика современной действительности??? Ищите референс.

Если мы справились с первыми тремя пунктами, то можем включить мысленного режиссёра и обозначить личные пристрастия. То, что условно можно назвать атмосферой (а так как в каждом хорошем фильме она уникальна, то надо бы обозначить, из чего она складывается, на чём акцент). Это скорее всего лишь ваши пожелания, они покажут, на что вы ориентируетесь. Если повезёт, вы окажетесь на одной волне с теми, от кого зависит создание фильма. В этом рискованном пункте можно уточнить, на что вы хотели бы обратить внимание (что вам нравится или что по ощущениям совпадает с вашим проектом). Как-то так.

На всякий случай повторю: все примеры должны быть в одном жанре.

На всякий случай добавлю: хорошо бы учитывать рейтинг (возрастные ограничения) будущего фильма. Если вы предполагаете, что мелодрама для семейного просмотра, то вычеркните из списка “Прирождённых убийц”, “Последнее танго в Париже” и “Одержимую”.

И ещё. Я бы избежал упоминания как режиссёрских шедевров, так и малоизвестных фильмов (даже если они произвели на вас неизгладимое впечатление).

Из сегодняшнего урока мы вынесли: жанр, бюджет, инновации, атмосфера. К каждому примеру можно добавить комментарий, указывающий на то, что привлекает ваше внимание. И на всякий случай проверьте, что из вашего списка можно выкинуть. Наверняка пара примеров повторяет друг друга. Чем меньше, тем лучше.

О написании сценарной заявки читаем здесь.

И, да, у этой статьи был спонсор) Спасибо!!!

Всем удачного дня.

Спонсор месяца: Аноним.


2 комментариев для "Референс к сценарию"

Кот Шрёдингера | 23 Сентябрь 2020 в 16:05

Фильм, литературный сценарий и референс (в комментарии к самому посту):
http://zurblog.ru/?p=800

Кот Шрёдингера | 21 Август 2020 в 2:49

Поначалу меня сильно раздражало, когда продюсеры предлагали референсы. Я совершенно неправильно толковал подобный подход. Мне казалось, что просят “содрать” успешные ходы (мол, сделай так же хорошо, но чтобы никто не заметил, – задача, согласитесь, неподъёмная и неблагодарная). А теперь всё больше убеждаюсь, что найти подходящий референс трудно. Загуглил и узнал, что референсы используются в разных профессиях. И, кстати, вспомнил одно древнее интервью БГ. Он рассказывал о первых репетициях с иностранными коллегами. И был сильно удивлён, что музыканты приносят фрагменты записей и заявляют, что “хочу звучание как у такого-то, хочу вот такой проигрыш, хочу голос как у этого”.
Отдельный референс может быть и на героя истории (узнал из проектов компьютерных игр).

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.