Сценарное подполье, бесплатный сыр и сценарные агентства

Вчера беседовал с одним глупым человеком, который доказывал мне, что сценарий это всего лишь руководство к действию и набросок для режиссёра. Не писал бы этой заметки, если бы мой собеседник не апеллировал к высказываниям мэтров.

Во вчерашнем споре забыл уточнить: речь у нас шла о сценариях для так называемого авторского кино или о форматных сценариях для телевидения? Ладно, проехали, но об этом (о предмете спора) нужно помнить и в частной беседе уточнять.

Сценаристов у нас нет, сценарных школ нет, единых технических требований к форме сценария нет.

Сценаристов у нас как собак в столице, сценарные школы и сценарные агентства пользуются всё большей популярностью, любой продюсер скажет вам, что а) должна быть трёхактная структура, б) страница сценария это типа две минуты, в) все жанры хороши, кроме скучного.

В предыдущем посте – короткое выступление Юрия Арабова. Ролик заканчивается титром сценарное подполье. Заинтриговало, полез гуглить, ничего не нашёл. Ну, подполье оно на то и подполье, что его случайный прохожий не найдёт. А что же найдёт в сети новичок, который желает получить совет, тусовку, знания и выходы на акул кино- и теле- бизнеса?

Есть сценарный форум, где можно найти адреса кинокомпаний и всякую полезную информацию, связанную с продвижением сценариев.

Есть  Школа телевидения Cinemotion_lab. За полуторачасовую встречу с каким-нибудь уважаемым нейрохирургом, размышляющим о законах кино, вам придётся выложить полторы тысячи рублей. За курс обучения восемьдесят пять штук (даты и точные расценки можно найти на сайте сценарной школы). На мой вопрос “почему так дорого” получил классический ответ про бесплатный сыр в мышеловке. Вот с этим не согласен полностью. Школа устроила себе грамотный пиар и твёрдо стоит на ногах. Любопытно было бы увидеть фильмы, поставленные по сценариям выпускников школы (если они, разумеется, не рассеялись по сценарным группам и успешным цеховым мыловарням).

И третье, что теперь появляется в сети, это различные сценарные агентства. Вот эти, на мой взгляд, играют уже на отчаянном положении сценаристов, написавших в стол пару-тройку шедевров. Коллеги рассказывали, что подобные агентства занимаются посредничеством между сценаристами и производящими компаниями. В таких агентствах есть, вероятно, менеджеры, но нет редакторов. О чём я? Да сегодня в общем-то ни о чём, просто сонный офф-топ.

Последнее, что замечается на нашем виртуальном небосклоне, это врачеватели чужих сценариев. Так называемый докторинг. При беглом просмотре биографий складывается впечатление, что докторингом занимаются в основном режиссёры.

В общем-то, нет пока ни литературных агентов, ни частных редакторов, ни профессиональных сценаристов, готовых оказать сценарную помощь новичку. Проще говоря, докторингом должны (ну просто обязаны) заниматься люди известные – сценаристы с именем и редакторы с каналов. Такой практики у них нет. Сплошное сценарное подполье. Что-то важное как всегда забыл. В самое ближайшее время поговорю про подтекст.

Спонсор месяца: Аноним.


10 комментариев для "Сценарное подполье, бесплатный сыр и сценарные агентства"

Мари | 15 Октябрь 2012 в 16:51

А если есть идея, но нет опыта по изложению ее на бумажном носителе, воплощению ее в сценарий. Тогда вообще нет никаких шансов и даже не стоит пробовать ее предлагать?

Кот Шрёдингера | 15 Октябрь 2012 в 18:05

Мари, шансы, если верить всяким гуру, всегда есть:)
Идею, конечно же, надо уметь изложить. И в письменном виде. Сейчас пошла мода проводить всякие питчинги (это когда вы излагаете и защищаете идею устно), поэтому вы должны подготовиться ко всяким каверзным и неожиданным вопросам.

Но прежде всего, думаю, вы должны знать, кому эта идея адресована (речь не о зрителях, но о режиссёрах и продюсерах). Вы должны знать:
Идея для сериала? на сколько серий?
Для фильма? на что похоже? кто из режиссёров за это возьмётся?
На какой телевизионный канал фильм ориентирован?
Жанр?

Всё это называется заявкой и всё это можно уложить в одну страницу. Идеи покупают и покупают не только у профессионалов.

fabya | 15 Октябрь 2012 в 20:15

Уважаемая Мари, вы задали только первый вопрос на длинном творческом пути любого сценариста. И только от вас зависит насколько сильно ваше желание идти по этому пути. И если желание сильное и вы чувствуете божью помощь то осваивайте литературный стиль, отсылайте произведения на конкурсы, то есть расширяйте свой энергетический поток, пока он не станет заметным. Главное не надейтесь на быстрый результат, а рассчитывайте на долговременную упорную работу.

fabya | 6 Август 2012 в 21:52

Согласен с автором. Такое впечатление что все знают как не надо писать и этому учат, а как надо? А надо прежде всего иметь оригинальную идею. Нет идеи даже не подходи к бумаге, а вот этому никто никого не научит, это от Бога. В киевском театральном училище в одно время висел плакат “Таланту не научишь”. Но именно талантливых ребят и больше всего бояться те кто сидит на бюджете фильма. Это аксиома бизнеса, чужих не любят, лучше дать заработать своей серой мышке.

Кот Шрёдингера | 6 Август 2012 в 23:43

Не уверен, что говорил об этом вслух, но всё чаще об этом думаю.

fabya | 7 Август 2012 в 20:36

это и есть то важное о чем вы забыли

Кот Шрёдингера | 7 Август 2012 в 21:10

Ага, о чём не сказал.

fabya | 7 Август 2012 в 21:23

Очень хорошие современные режиссеры, как театральные так и кино откровенно “буксуют” на месте или ставят ремейки, в лучшем случае прячутся за классику. Но классика для скучающих режиссеров это капкан. Пробиться к таким людям сквозь забор полуграмотных и ревнивых бездарей не возможно. Не отправить сценарий, а именно сесть напротив и подробно изложить глубину своего замысла. Хороший фильм это совпадение энергетических потоков сценариста, продьюсера, режиссера и большинства актеров. Но родоначальником этого потока всегда является сценарист. Иначе кино будет посредственное.

Кот Шрёдингера | 8 Август 2012 в 0:57

Почти согласен с вами. Только вот по собственному опыту знаю, что родоначальником потока могут выступать как продюсер, так и режиссёр (не в качестве сценариста по совместительству, а именно некой смутной идеи или просто желания снимать).
Кино будет посредственное, если цель всей этой тусовки не кино.

fabya | 8 Август 2012 в 9:17

Смежные специальности имеют право на существование, это правда, но только в том случае, как вы правильно сказали, если целью является искусство. Достаточно вспомнить Данелия, Рязанова или Гайдая. Как сценарист знаю писать на заказ очень тяжело, тут два капкана: либо ты расходишся с режиссером в концепции, либо на столько точно ее угадываешь, что он начинает ревновать. Но уверен, если преодолеть все препятствия и создать этот творческий тандем, то его творческая сила, и не побоюсь сказать мощность, увеличиться в геометрической прогрессии. Главное отказаться от личных амбиций и работать на общий поток, что в искусстве, к сожалению, крайне тяжело.

Добавить реплику или ремарку:

Спамеру на заметку: XHTML разрешён, но ссылки на коммерческие ресурсы удаляются, а посты с подписью типа "куплю сценарий праздника" сразу отправляются в корзину. Офф-топы публикуются через раз. Время модерации комментария - от одной минуты до недели, всё зависит от занятости и настроения автора. Прения возникают то ли спонтанно, то ли по воле звёзд. Спасибо за понимание.