Сценарное подполье, бесплатный сыр и сценарные агентства
Вчера беседовал с одним глупым человеком, который доказывал мне, что сценарий это всего лишь руководство к действию и набросок для режиссёра. Не писал бы этой заметки, если бы мой собеседник не апеллировал к высказываниям мэтров.
Во вчерашнем споре забыл уточнить: речь у нас шла о сценариях для так называемого авторского кино или о форматных сценариях для телевидения? Ладно, проехали, но об этом (о предмете спора) нужно помнить и в частной беседе уточнять.
Сценаристов у нас нет, сценарных школ нет, единых технических требований к форме сценария нет.
Сценаристов у нас как собак в столице, сценарные школы и сценарные агентства пользуются всё большей популярностью, любой продюсер скажет вам, что а) должна быть трёхактная структура, б) страница сценария это типа две минуты, в) все жанры хороши, кроме скучного.
В предыдущем посте – короткое выступление Юрия Арабова. Ролик заканчивается титром сценарное подполье. Заинтриговало, полез гуглить, ничего не нашёл. Ну, подполье оно на то и подполье, что его случайный прохожий не найдёт. А что же найдёт в сети новичок, который желает получить совет, тусовку, знания и выходы на акул кино- и теле- бизнеса?
Есть сценарный форум, где можно найти адреса кинокомпаний и всякую полезную информацию, связанную с продвижением сценариев.
Есть Школа телевидения Cinemotion_lab. За полуторачасовую встречу с каким-нибудь уважаемым нейрохирургом, размышляющим о законах кино, вам придётся выложить полторы тысячи рублей. За курс обучения восемьдесят пять штук (даты и точные расценки можно найти на сайте сценарной школы). На мой вопрос “почему так дорого” получил классический ответ про бесплатный сыр в мышеловке. Вот с этим не согласен полностью. Школа устроила себе грамотный пиар и твёрдо стоит на ногах. Любопытно было бы увидеть фильмы, поставленные по сценариям выпускников школы (если они, разумеется, не рассеялись по сценарным группам и успешным цеховым мыловарням).
И третье, что теперь появляется в сети, это различные сценарные агентства. Вот эти, на мой взгляд, играют уже на отчаянном положении сценаристов, написавших в стол пару-тройку шедевров. Коллеги рассказывали, что подобные агентства занимаются посредничеством между сценаристами и производящими компаниями. В таких агентствах есть, вероятно, менеджеры, но нет редакторов. О чём я? Да сегодня в общем-то ни о чём, просто сонный офф-топ.
Последнее, что замечается на нашем виртуальном небосклоне, это врачеватели чужих сценариев. Так называемый докторинг. При беглом просмотре биографий складывается впечатление, что докторингом занимаются в основном режиссёры.
В общем-то, нет пока ни литературных агентов, ни частных редакторов, ни профессиональных сценаристов, готовых оказать сценарную помощь новичку. Проще говоря, докторингом должны (ну просто обязаны) заниматься люди известные – сценаристы с именем и редакторы с каналов. Такой практики у них нет. Сплошное сценарное подполье. Что-то важное как всегда забыл. В самое ближайшее время поговорю про подтекст.
Стремление к бесперспективному